Litvek - онлайн библиотека >> Вадим Леднев >> Самиздат, сетевая литература и др. >> Свинцовые дни >> страница 2
хорошая работа, женитьба по любви, рождение дочери, квартира, машина. Научная карьера уверенно шла в гору. К девяносто первому году я уже был молодым доктором наук и заместителем директора закрытого НИИ с перспективой скорого членкорства. Лаборатория моя занималась космической тематикой - разрабатывала ракетные двигатели малой тяги. Такие используют для ориентации космических аппаратов. Видали, наверное, телевизионную картинку, где какой-нибудь "Прогресс" готовится к стыковке с МКС? Вокруг круглой туши приближающегося корабля то и дело пшикают струйки реактивных выхлопов, направляя тяжелую махину точно в цель - в этом есть заслуга и вашего покорного слуги.

Но вот настал девяносто второй. В один миг из уважаемого, обеспеченного, уверенного в своем будущем человека, я превратился... ну не в нищего конечно, но в кого-то близкого к ним по сути.

Институт наш, как это ни странно, приватизировали. Директора, старого академика, выпнули на пенсию - не нужен он был новым хозяевам. Меня оставили и даже предложили занять его должность, но что в том проку если три четверти Института уже были сданы в аренду под офисы и склады и столько же сотрудников уволено. Оставшиеся получали сущие копейки. Какая уж тут наука. Все космические разработки были свернуты, а нам предложили... утилизировать ракетное топливо - гептил. Дескать, много его и никому оно теперь не нужно.

Заниматься профанацией, тем более за еду я не захотел и ушел из науки. Многие ученые тогда уезжали работать за границу, но благодаря уровню допуска я был лишен и этой возможности. Так началась вторая, "неравновесная" часть моей жизни, связанная с коммерцией.

Следует признать, поначалу я достиг неплохих результатов и даже стал долларовым миллионером. Но достичь - это одно, удержать совсем другое. Как говорится в анекдоте: концепция изменилась - мы обосрались. Бизнес "систематизировался". Прибыльные активы стали подгребать под себя люди со связями и серьезными силовыми возможностями. Да чего я буду рассказывать, кто жил в то время - знает. Пришел и мой черед. Кинули раз, кинули два, поменяли состав акционеров и бизнес пришлось отдать. Остался должен. Много. Продал всё. Не хватило. Воспользовавшись помощью друзей-ученых, срочно переправил семью к ним в Штаты, а сам пустился в бега.

По счастью, "кредитора" моего вскоре убили его бывшие партнеры, и в заварившейся после этого каше о моей скромной персоне благополучно все забыли.

Я получил возможность выползти из тени. Так началась и продолжается по сию пору третья часть моей жизни - "никчемная".

Жена к тому времени со мной развелась и вышла замуж за того самого друга-ученого. Я ее не осуждал. Чего пропадать красивой женской особи. Тем более, возвращаться в Россию она не собиралась, а мне в Америке делать нечего, хоть и звали туда, а уровень допуска к тому сроку весь вышел. Жаль, что дочку теперь вижу лишь по скайпу, но против объективной реальности не попрешь - там ей лучше.

Родители мои давно умерли. Отец еще в восьмидесятом (сердце), а мама пережила его на тринадцать лет. Как-то раз проснувшись, я с удивлением сообразил, что давным-давно старше отца и через год сравняюсь возрастом с мамой. Интересное, надо сказать ощущение - не из самых приятных.

Некоторые средства от коммерческой деятельности мне все же сохранить удалось. Их и пенсии на скромную жизнь хватало. С тех пор я нигде больше не работал. Все идеалы мои были разбиты, а целей не видно, поэтому работать не зачем, не для кого и не имело никакого смысла. Как не имела смысла и сама жизнь моя. Живу потому что привык. Живу один. Друзья кто умерли, кто разъехались, кто просто потерялся в суматохе. Из родни осталась только престарелая тетушка - мамина младшая сестра. Во время редких телефонных звонков она постоянно меня жалеет. Как, мол, один живу-мучаюсь? Почему не найду себе какую-нибудь добрую женщину? Зачем, спрашиваю я, чтоб вдвоем мучиться? Она не понимает такого расклада и снова и снова затягивает свою сказку про белого бычка. На колу висит мочало - эта песня хороша, начинай сначала. Я слушаю и уже не возражаю.

Квартиру так и не купил, сперва опасаясь привлечь к себе внимание, а затем привыкнув жить на съемных. Свободный образ жизни - что-то не понравилось или просто надоело - раз и сменил жилплощадь. Нынешняя, юбилейная - двадцатая по счету.

* * *

Когда я закончил раскладывать вещи была уже половина восьмого. Примостившись на колченогой табуретке между холодильником и столом, я стал пить пиво из банки, поглядывая то в окно, то на экран раскрытого ноутбука, вяло при том почитывая очередной "патриотический" форум.

Надоедливым шмелем жужжала газонокосилка. Палисадник под моим окном был красиво засажен разнообразными цветами, а у соседнего дома зарос огромными, вровень со штакетником, лопухами. На крыше мужик в тельняшке второй час возился с телевизионной антенной похожей на рыбный скелетик. Солнце готовилось нырнуть за верхушки недалеких девятиэтажек. По вечернему белесое небо, вереща, чертили последние стрижи.

Мысли мои текли в хаотичном порядке, одновременно по разным направлениям. Например, я думал о том, что кухонное окно выходит на проезжую часть и это плохо потому что шумно. Но с другой стороны, спать в кухне я не собираюсь, а окно залы обращено во двор, а там тихо, если, конечно, по ночам не собираются пьяные компании. Еще я думал, не найти ли мне все же какую-нибудь необременительную работу, например, преподавать на четверть ставки. Нет, не деньги меня интересовали, а возможность отвлечься от унылой повседневности пенсионерского существования. Все же иногда хотелось общения. Реального, а не виртуального в инете. Реальное общение с молодыми людьми придает жизни видимость смысла, в отличие от бессмысленной ругани на форумах, которая лишь увеличивает энтропию вселенной.

И, наконец, самая неприятная мысль была о том, что надо собраться и сходить в поликлинику. Может чего выпишут от бессонницы. Уж больно плохо я стал спать по ночам, а от того страдаю мизантропией. Древнее народное средство алкоголь, помогает, но ненадолго - просыпаешься в полпятого утра и лежишь ворочаешься, проклиная ноющие колени, тянущий левый бок и размышляя о бессмысленности жизни и неизбежности скорой смерти. Тьфу!

Пиво в банке закончилось и больше мне его не хотелось. Это так, размочить желудок. На ужин у меня коньяк, оливки с маслинами, половина курочки-гриль и икра. Новоселье все-таки, да еще юбилейное!

* * *

Темнело. Завершилась, помещением в архив, очередная форумная баталия на тему крушения СССР. Участники дискуссии, местные пикейные жилеты и дальше бы обменивались оскорблениями, ссылками на труды