Litvek - онлайн библиотека >> Роберт ван Гулик >> Классический детектив >> Смерть под колоколом

Роберт ван Гулик Смерть под колоколом


Смерть под колоколом. Иллюстрация № 1
Смерть под колоколом. Иллюстрация № 2
Смерть под колоколом. Иллюстрация № 3



Действующие лица
(Следует помнить, что в китайском языке фамилия ставится перед личным именем)

ГЛАВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ


Ди Жэньцзе — судья (наместник) округа Пуян в провинции Цзянсу

Хун Лян — доверенный советник судьи Ди и старшина суда

Ма Жун, Цзяо Тай, Дао Гань — помощники судьи Ди


ЛИЦА, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЛОМ ОБ УБИЙСТВЕ НА УЛИЦЕ ПОЛУМЕСЯЦА


Сяо Фухан — мясник, отец убитой девушки

Чистота Нефрита — его дочь, жертва Лун — портной, живет напротив мясника Сяо

Ван Сьенджун — кандидат на литературные экзамены

Ян Пу — его приятель

Гао — старший смотритель квартала, где было совершено убийство

Хуан Сан — бродяга


ЛИЦА, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЛОМ ТАЙНЫ БУДДИЙСКОГО ХРАМА:


Добродетель Духа — настоятель храма Безграничного милосердия

Полное Просвещение — бывший настоятель того же храма

Бао — генерал в отставке

Вань — бывший судья провинции

Лин — глава гильдии ювелиров

Вэнь — глава гильдии плотников


ЛИЦА, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЛОМ ЗАГАДОЧНОГО СКЕЛЕТА


Госпожа Лян Нгуань — вдова богатого купца Ляна Ифэна из Кантона

Лян Хун — ее сын, убитый бандитами

Лян Кофа — ее внук

Линь Фан — богатый купец из Кантона


ПРОЧИЕ ПЕРСОНАЖИ


Шень Па — глава гильдии нищих

Пан — наместник округа

Вуйи Ло — наместник округа

Цзиньхуа Абрикос — проститутка из Цзиньхуа

Голубой Нефрит — ее сестра



Глава 1 Странное приключение коллекционера в лавке редкостей; судья Ди приступает к обязанностям наместника округа в Пуяне


Защитник старых, слабых, угнетенных,
Судья народу — как отец родной.
Каратель подлости и зла, деяний темных,
Поклонник добродетели одной.
Преступников, забыв о состраданье,
Судья со строгостью обязан наказать,
Но главное его предназначенье —
Злодейства новые уметь предотвращать.

Вот уже шесть лет, как я оставил торговлю чаем — выгодное дело, унаследованное от отца. С тех пор живу в нашем деревенском домике на лоне природы сразу за западными воротами и наконец занимаюсь любимым делом — собираю разнообразные диковины, связанные со всякими преступлениями.

Однако в последнее время новые экспонаты я находил нечасто, из-за того что наша славная династия Мин навела порядок в империи. Поэтому я обратился к прошлому, чтобы найти в нем загадочные дела, раскрытые проницательными судьями. Мои изыскания позволили мне составить замечательную коллекцию документов, оружия, которым совершались убийства, инструментов, использованных взломщиками, и других предметов, каждый из коих может рассказать историю какого-то преступления.

Особенно дорожил я одним предметом — судейским молотком из черного дерева, некогда принадлежавшим легендарному судье Ди. На нем были вырезаны такие строки:

«Судья — родной отец для угнетенных, он заботится о честных людях, поддерживает больных и старых, наказывая тех, кто виновен. Предотвратить преступление — вот главная его цель».

Судья Ди пользовался этим молотком на заседаниях; очевидно, эти слова постоянно напоминали ему о долге перед людьми.

Я записал их по памяти, потому что сейчас драгоценного молотка у меня уже нет. Этим летом, два месяца назад, со мной произошел ужасный случай, после чего я решил избавиться от своей коллекции. Теперь я собираю селадоновый фарфор голубовато-зеленых цветов, что гораздо более подходит такому миролюбивому человеку, как я.

Но окончательно предаться радостям спокойной жизни в деревне мне мешает одно незавершенное дело, именно поэтому меня мучают ночные кошмары. Единственное средство избавиться от них — поведать миру о страшных событиях, правда о коих открылась мне очень странным образом. После этого я надеюсь навсегда забыть о происшествии, которое потрясло меня столь сильно, что я оказался на грани безумия.

И вот сегодня, чудным осенним утром, сидя в прелестном павильоне посреди сада и любуясь тем, как две мои самые любимые наложницы склонились над клумбой с хризантемами, я наконец-то решился приступить к описанию событий того ужасного дня.

День, когда все произошло, навеки врезался мне в память — то был девятый день восьмой луны.

После полудня стояла удушающая жара, и к вечеру стало нестерпимо душно. Усталый и раздраженный, я отправился на прогулку в паланкине, чтобы хоть как-то развеяться. Когда носильщики спросили, куда им идти, я под влиянием момента велел им отнести меня в лавку редкостей торговца Лю.

Лавка эта, расположенная напротив храма Конфуция, носит гордое название «Золотой дракон». Ее хозяин, Лю, непомерно корыстолюбив, но дело свое знает хорошо и не раз раскапывал для меня интересные вещицы, связанные с преступлениями и расследованиями. В его забитой антиквариатом лавке я провел множество счастливых часов.

Войдя в дверь, я увидел приказчика. Он сообщил, что хозяин плохо себя чувствует, но его можно найти на втором этаже, где хранятся самые ценные предметы. Там я и обнаружил угрюмого Лю, который пожаловался мне на головную боль. Ставни он закрыл, надеясь спастись от жары, и в полумраке знакомая комната показалась мне какой-то странной и даже неуютной. Первым моим порывом было тут же уехать, но подумав о страшной жаре на улице, я решил задержаться и посмотреть, что мне сможет предложить Лю.

Я опустился в просторное кресло и стал энергично обмахиваться веером из перьев цапли, чтобы хоть немного разогнать знойный воздух.

Лю посетовал, что ничего интересного для меня у него сегодня не найдется. Оглядевшись по сторонам, он все же достал из угла зеркало в черной лаковой раме и поставил его на стол передо мной. Когда он смахнул с него пыль, я понял, что это зеркало для головных уборов. Оно крепилось на деревянном выдвижном ящике. В них смотрятся чиновники, когда надевают свои черные шелковые шапочки. Судя по крошечным трещинкам, покрывавшим раму, зеркало было старым, однако никакой особенной ценности эти предметы для знатока не представляют.


Смерть под колоколом. Иллюстрация № 4
Вдруг я