Litvek - онлайн библиотека >> Benutzer1949 >> Публицистика >> Октябрь 1993 года (Как убивали российскую демократию)

Октябрь 1993 года (Как убивали российскую демократию)


Все началось с Ельцина. Это был в общем-то достаточно заурядный коммунистический функционер высшего звена (первый секретарь свердловского обкома, потом московского горкома), строитель по образованию, обладавший, правда, достаточно бунтарским характером. Когда печальной памяти горбачевская перестройка стала буксовать, он начал критиковать Горбачева, за что лишился своего места в горкоме, став, тем не менее, на поднимающейся в то время волне «перестройки», председателем Верховного Совета РСФСР. В то время это был еще адекватный человек, хотя уже и тогда склонный к алкоголизму. Это усугубляющееся с годами заболевание усилило и сделало основными такие его отрицательные черты как нетерпимость к критике, злобная подозрительность и мстительность.


Октябрь 1993 года (Как убивали российскую демократию). Иллюстрация № 1

Б. Н. Ельцин

Будучи избранным в 1991 г. после свержения Горбачева президентом РСФСР, он начал свои реформы (т.н. ваучерную приватизацию), к которой подалкивало его собранное им вокруг себя окружение, состоявшее почти сплошь из лиц еврейской национальности: Гайдар, Чубайс и др. Это были ничем и никогда не руководившие люди (т.н. «молодые реформаторы»), экономические знания которых были совершенно недостаточны для такого рода деятельности. К сожалению, в том же направлении двигало Ельцина и западное сообщество, прежде всего, канцлер ФРГ Коль, которого в первую очередь заботило то, чтобы Россия не отказалась от вывода войск из восточной Германии. Стране навязывалась рыночная модель развития (т.н. «вашингтонский консенсунс», полностью скомпрометировавший себя впоследствии на Западе), введение которой стало условием получение кредитов от международного валютного фонда.


Процесс приватизации состоял в передаче государственной собственности в частные руки в обмен на ваучеры. Вопреки настоятельным рекомендациям Верховного Совета, эти ваучеры были сделаны безымянными и не имеющими временного запрета на продажу, что давало возможность их немедленной, анонимной и неограниченной скупки. Этим воспользовались те, у кого в то время были деньги: верхушка партийной и чиновничьей номенклатуры, получившая в собственность управляющую инфраструктуру, т.н. «красные директоры», обогащавшиеся посредством сбыта продукции своих предприятий через биржи и фиктивные кооперативы, подпольные «цеховики» советских времен, всякого рода спекулянты и воры. Нередко бывало, что по деревням ездили машины с водкой, скупая эти ваучеры у крестьян по курсу ваучер за бутылку. Так, например, завод «Уралмаш» был куплен грузинским проходимцем Бендукидзе за пару багажников легковых автомобилей, набитых ваучерами. Несложный подсчет показывает, что гигант российского машиностроения, на котором работало более 35 тысяч человек, обошелся ему примерно по цене 30 фургонов водки. И так было повсюду. Автором этой «дикой» ваучерной приватизации стал не блещущий никакими талантами заурядный преподаватель Ленинградского инженерно-экономического института Чубайс.


Октябрь 1993 года (Как убивали российскую демократию). Иллюстрация № 2

А. Б. Чубайс


К началу 1993 г. плановое производство товаров было уже разрушено и пустые полки магазинов вынудили правительство отказаться от государственного регулирования цен. Результатом этого стала гиперинфляция (достигшая 10 000 % в 1993 г.) и тотальное обнищание населения. Страну залил вал преступности и воровства. Разворовывалась гуманитарная помощь и иностранные кредиты, имущество западной группы войск в Германии и цветные металлы, росли как грибы финансовые пирамиды и т. д. В этих условиях, дававших власть имущим возможность легкого обогащения, «молодые реформаторы» встали на путь конфронтации с Верховным Советом, единственным институтом власти, который старался не допустить развала народного хозяйства и распада страны. Тем не менее, стараниями премьер-министра Гайдара (бывшего ранее всего лишь экономическим обозревателем журнала «Коммунист»), антинародные «реформы» продолжались.


Октябрь 1993 года (Как убивали российскую демократию). Иллюстрация № 3

Е. Т. Гайдар


Масштаб коррумпированности тогдашних правительственных чиновников и связанного с ними генералитета иллюстрирует фантастичеcкая история карьеры т.н. «генерала Димы» - Якубовского. Этот молодой, но одаренный авантюрист, без юридического (да и вообще какого бы то ни было) образования, сумел устроиться на работу сначала в московскую адвокатуру, затем в Генеральную Прокуратуру (!) и проник, наконец, в комиссию по управлению войсковым имуществом при выводе войск из ГДР. Там он так проявил себя в деле разворовывания этого имущества и оказался настолько полезным своим покровителям, что был назначен советником Правительства (!) по международным вопросам. Уже было подписано постановление о присвоении никогда не носившему офицерских погон 28-летнему недоучке звания генерал-майора (!). Это назначение не состоялось лишь по причине противодействия приближенных Ельцина, почувствовавших угрозу своему положению в случае возвышения проходимца.


Наряду с Верховным Советом против такого экономического курса выступал и вице- президент РСФСР Руцкой. Боевой летчик, участник войны в Афганистане, дважды там сбитый и побывавший в плену офицер, пытался противодействовать губительным «реформам». В ответ его старались всячески дискредитировать, сокращали число сотрудников, лишали полномочной деятельности и, в конце концов, вынудили переехать из Кремля в здание Верховного Совета (Белый Дом).


Октябрь 1993 года (Как убивали российскую демократию). Иллюстрация № 4

А. В. Руцкой


Противостояние между ельцинистами и Парламентом нарастало и правящая клика стала готовиться к устранению непокорных депутатов и их защитников. С конца 1991 г. в милицию и ОМОН (отряды милиции особого назначения) стали набираться откровенно маргинальные элементы. Налаживались связи с иностранными спецслужбами. Подкупалась верхушка армии. Генералам, к примеру, передавались в собственность за символическую плату занимаемые ими государственные дачи, а число самих генералов увеличилось за это время почти на 500 человек.


В начале 1993 года в стране (и особенно в Москве) прошли демонстрации, которые подавлялись с жестокими избиениями и арестами демонстрантов. К сентябрю 1993