Litvek - онлайн библиотека >> Сергей Николаевич Зеленин >> Альтернативная история и др. >> Верховный Главнокомандующий >> страница 257
и подававшего, по словам этого лица, большие надежды, в силу наличия у Распутина «сильной воли и умения ее в себе сконцентрировать». («Падение царского режима» Т. IV. Показания Белецкого 20 июля 1917 г.).

(обратно)

181

Речь идет о детской любви Александры Фёдоровны к её двоюродному брату, принцу Генриху Прусскому («Геня»), брату Вильгельма II, адмиралу германского флота).

(обратно)

182

Князь Георгий Дмитриевич Шервашидзе (1847–1918) обер-гофмейстер, управляющий двором вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

(обратно)

183

Александр Афиногенович Орлов (1862–1908), генерал-майор Свиты, командир Лейб-Гвардии Уланского Её Величества полка, позднее — командир 2-й бригады 2-й кавалерийской дивизии. Участвовал в подавлении движения в Прибалтийской крае в 1906 г., за которое получил титул «Орлов-Балтийский».

(обратно)

184

Все факты изложены из книги Вырубовой А. А. «Фрейлина Её величества. Дневник и воспоминания Анны Вырубовой», некоторыми историками считающейся литературной подделкой.

(обратно)

185

Верховный главнокомандующий Великий Князя Николай Николаевич утверждал, что в годы Первой мировой войны — когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он, был бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская — через Сергея Михайловича, влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.

(обратно)

186

«Бороться с духовным разбродом, призывать к пробуждению чувства благородного патриотизма, стремиться к экономическому и духовному освобождению России, укреплять веру в непобедимую мощь родины — вот какая задача выпала сейчас на долю русской печати. Но наша печать, к прискорбию, не выполняет своих обязанностей в этом отношении, каковая черта и до войны была отличительна для нашей интеллигенции», — Лемке М. К. «250 дней в Царской Ставке».

(обратно)

187

Всего один труд — Слащёв Я. А. «Ночные действия». Спб., 1913. Остальные, были написаны Слащёвым после 1920 года, когда он преподавал тактику красным командирам на курсах «Выстрел».

(обратно)

188

Здесь, вселенец слегка опередил события: «Программа Гинденбурга» была принята лишь в декабре 1916 года.

(обратно)

189

Именно в 1915 г. предшественники штурмовых частей, образуются в германской, итальянской, французской, чуть позже — в австро-венгерской и турецкой армиях.

(обратно)

190

Плеве Павел Адамович [30.5 (11.6).1850? 28.3 (10.4).1916, Москва], русский генерал от кавалерии — русский военачальник, один из выдающихся полководцев Первой мировой войны. Блестящий тактик, П. А. Плеве был приверженцем энергичных действий, мастером маневра и флангового удара. Он стал «палочкой-выручалочкой» Русского фронта: для выправления критической ситуации его неизменно посылали в самые горячие точки.

(обратно)

191

Штурмовая инженерно-сапёрная бригада (ШИСБР) — формирование (соединение) инженерных войск Резерва Верховного Главнокомандования в Красной Армии ВС Союза ССР, существовавшее во время Великой Отечественной войны.

Бригада была предназначена для штурма приспособленных к обороне населённых пунктов и прорыва сильно укреплённых рубежейобороны противника. Создавались путём переформирования инженерно-сапёрных бригад. Иногда встречается название «панцирная пехота».

(обратно)

192

В 1915 году были организованы добровольные вооружённые дружины Усть-Двинской крепости, в дальнейшем послужившие основой создаваемых латышских частей. В апреле 1915 года немцы вторглись в Курземе, и группа студентов Рижского политеха предложила создать добровольные команды разведчиков для помощи русской армии. Так началась история знаменитых латышских стрелков. 1 августа (19 июля ст. ст.) командующий СЗФ генерал Алексеев подписал приказ № 322 (848-3287) об образовании латышских стрелковых батальонов. Одновременно депутатами ГД Я. Годманисом и Я. Залитисом было опубликовано обращение к соотечественникам: «Собирайтесь под латышскими флагами!». Они призвали добровольцев на службу в формирующиеся латышские батальоны. Было решено сформировать 8 стрелковых батальонов в основу каждого из которых планировалось определить некоторое количество стрелков из батальонов Усть-Двинской крепости. 12 августа в Риге началась запись добровольцев, в первый же день заявления подали 71 человек.

(обратно)

193

Третья французская республика (фр. Troisième République) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 22 июня 1940 года.

(обратно)

194

С начала войны по 1 ноября 1915 года русскими армиями было потеряно 4 360 000 чел., в том числе 1 740 000 пленными. Из этих потерь 2 386 000 (54 %) было потеряно в ходе Великого отступления с 1 мая по 1 ноября 1915 года.

(обратно)

195

В «Известиях Императорской Николаевской академии» № 39 приводились данные о наличии военнообученных людей, которые могут быть призваны в армию: Россия — 7 668 000, Германия — 5 252 000, Австро-Венгрия — 2 243 000 человек. Так что слухи о подавляющем превосходстве России в количестве «пушечного мяса, оказались — увы, сильно преувеличенными.

(обратно)

196

Согласно уставу 1874 г. и закону 1912 г., которые регулировали вопросы призыва, освобождение от воинской службы предоставлялось всему инородческому населению Астраханской губернии, Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей, Сибири, а также коренному населению Мезенского и Печорского уездов Архангельской губернии. Народы Северного Кавказа после 1887 г. также стали привлекаться к воинской службе, но на особо облегченных условиях.

(обратно)

197

Приехавший в Российскую империю, в конце 1915 года представитель военной комиссии французского сената Г. Думерг предложил царскому правительству России направить на Западный фронт, во Францию, 400 000 русских офицеров, унтер-офицеров и солдат в обмен на недостающее русской императорской армии вооружение и боевые припасы. Союзники, то и дело терпевшие поражения, панически просили помочь, и полк за полком ложился костьми, спасая «братьев по оружию». Во Францию был отправлен многочисленный русский экспедиционный корпус, потому что французы уже не способны были толком защищаться на своей родной земле. Корпус этот, в котором, кстати, воевал будущий сталинский маршал Родион Малиновский, хлебнул лиха сполна — в семнадцатом, когда при известии о