Litvek - онлайн библиотека >> Николай Михайлович Щегольков >> История: прочее и др. >> Исторические сведения о городе Арзамасе

Историческия сведения о городе Арзамасе, собранныя Николаем Щегольковым С видами и портретами

Указ Ея императорскаго величества самодержицы Всероссийской из Правителъствующего сената.


Ея императорское величество данным Сенату минувшего августа 16 дня, за подписанием собственные Ея Величества руки, указом Всемилостививше повелеть изволила дать уездному городу Арзамасу, Нижегородскаго наместничества герб состоящий из щита, на золотом его поле два стропила одно из которых красное, другое зеленое. Рисунок оного герба прилагается к данному указу. Об этом всемилостивейшем Ея Императорского Величества повелении через сиё и публикуется.


Подлинный за подписанием Правителъствующего сената.


(М: П:)


Печатан в Санкт-Петербурге при Сенате Августа 26 дня 1781 года. 

Исторические сведения о городе Арзамасе. Иллюстрация № 1

Предисловие

1.
Предлагаемыя «сведения» собраны с единственною целью сохранить в памяти арзамасцев воспоминания о достопамятных событиях, совершившихся в их родном городе и его окрестностях, а также о лицах, послуживших в разныя времена к созиданию, украшению и прославлению г. Арзамаса, развитию и сохранению в нем просвещения и добрых нравов и способствовавших благосостоянию местнаго края своими трудами, предприимчивостью и благотворительностью. — На собирание этих «сведений» посвящены досуги целой жизни автора, более 40 лет, и собрано всё, что только можно было собрать и, если собраннаго оказалось очень мало, то причиной тому были недостаток и разбросанность печатных материалов по этому предмету, тем более рукописных. Из устных разсказов и преданий помещены здесь только вполне достоверные, тщательно проверенные автором, а о легендарных он позволил себе выразить свое мнение и приводить их лишь в виду их широкой распространенности. Не смотря на всю ограниченность собранных «сведений», автор решился поделиться ими, посредством напечатания, со своими согражданами и внести свою малую лепту в общую сокровищницу истории. Побуждением к скорейшему напечатанию «сведений» с одной стороны служило полнейшее незнание арзамасцами прошлаго своего города, а с другой опасение, что в случае смерти автора и эти малыя «сведения» могут быть затеряны и никому не принесут никакой пользы, вследствие чего все труды его остались бы напрасными и он был бы подобен человеку, скрывшему данный ему талант в земле.

2.
Приступая к составлению летописи г. Арзамаса и его окрестностей, неудобно было начать её со времени основания города и требовалось сказать, хотя несколько слов, о том, что было в этих местах в отдаленные времена. Поэтому в начале повествования и помещаются сведения о мордве и мордовской земле. 

Равным образом ход исторических событий не позволил ограничиться узкими рамками теперешняго арзамасскаго уезда, а потому здесь и считается окрестностями Арзамаса вся южная половина Нижегородской губернии, принимая за естественныя границы Арзамасскаго края с севера р. Волгу, с востока р. Суру, с юга речки Алатырь и Сатис, а с запада р. Оку, т. е. местность, населенную в древности мордовским племенем Эрзян, от которых и сам город получил свое имя.

3.
Посвящаю этот мой труд памяти достославных Арзамасцев, споспешествовавших созиданию, прославлению и украшению моего родного города, и приношу его в дар современным и будущим поколениям арзамасцев с искренним желанием, чтобы добрые примеры предков воодушевляли и потомков к подражанию им и соревнованию. Лучшей для меня наградой будет, если тогда, когда меня уже не будет на этом свете, мои любезные сограждане, прочтя эту книгу, воспомянут в св. храмах арзамасских раба Божия Никалая Щеголькова.


I Первыя известия о Мордве и мордовской земле

1000 лет назад. Местность, где ныне Арзамас. Ея природа и обилие. Безлюдье. Мордва. Первыя известия о ней. Ея характерные черты. Религия.


1000 лет назад, когда лишь только возникло Русское Государство и первые князья наши, утвердившись сначала в Новгороде, потом в Киеве; распространили свою власть на все пределы тогдашней Русской Земли, самым крайним русским городом на востоке считался Муром, далее котораго за рекой Окою уже начиналась страна, независимая от русских князей.

Страна эта, составляющая ныне южную половину Нижегородской губернии, а также и северныя части губерний Тамбовской и Пензенской, в те времена сплошь была покрыта непроходимыми дремучими лесами, в которых гигантския сосны и ели, местами, сменялись вековыми дубами и липами, а березовыя и осиновыя рощи как бы чередовались с громадными пространствами, поросшими орешником. На полянах и тучных лугах сочныя травы пестрели цветами, а в летнюю пору спели и переспевали разныя ягоды. При обилии лесов реки и речки этого края обиловали водой, а кроме их, среди лесов, было не мало озер и болот, богатых рыбою. В лесах было не мало зверей и птиц всякаго рода. И в наши дни, когда этот край густо заселен, а от лесов остались лишь жалкие остатки, в арзамасском уезде еще попадаются и лоси и медведи, и лисицы, и куницы, не говоря уже о белке и зайцах, а по летам в окрестностях Арзамаса встречаются представители пернатаго царства самых разнообразных пород. Можно себе представить как богата была природа этих мест 1000 лет назад!

При всем этом обилии, описываемый край представлялся непроходимой пустыней, в которой почти незаметно было следов человека.

Вся страна эта заселена была народом финскаго племени, именуемым Мордвою, в свою очередь разделявшейся на Эрзян, Мокшан и Каратаев (терюхане).

Древнейшим летописцем, упоминающем о мордве, был Иорнанд,[1] называющий это племя самым миролюбивым из жителей Европейскаго севера.

В Арабских летописях X века также есть известие о мордве, как о народе живущем, в местах, находящихся к югу от теперешняго Нижняго Новгорода.[2] Арабские писатели называли мордву именем «буртас» а меха зверей водившихся в их лесах, были известны на Востоке под именем «буртасских». В X же веке византийский император Константин Порфирородный в своих писаниях упоминает о стране Мордии.[3] св. Нестор Печерский, первый русский летописец, перечисляя финския племена, говорил и о мордве, жившей по соседству с исчезнувшей теперь Мерею, на пространстве между Окою, Волгою и Сурой.[4]

Кроме теперешняго Горбатовскаго уезда, где жили Мещеряки, всю эту местность заселяло племя Эрзян, Мокшаны же жили от них к югу, ближе к реке Мокше, получившей от них свое имя.[5]

Племя Эрзян было самым