Litvek - онлайн библиотека >> Владимир Александрович Кузнецов >> История: прочее >> Очерки истории алан >> страница 2
иллюстративную часть, и представляю на суд читателей фактически почти новый труд. Я не поддался соблазну назвать его «Историей алан», так как не считаю, что мне удалось решить столь грандиозную задачу. Поэтому я сохраняю старое название, тем самым подчеркивая преемственность первого и второго изданий. Конечно, не может быть и речи о том, что все изложенное ниже, решено окончательно и навсегда. Время и новые исследования внесут в историю алан свои коррективы, и в этом вряд ли приходится сомневаться.

Предлагаемые очерки не могут также претендовать на исчерпывающую полноту. Но благодаря значительной библиографии, сопровождающей главы, интересующийся читатель сможет обстоятельнее познакомиться с основными сюжетами аланской истории. Завершает книгу хронологическая таблица.

Я благодарю всех, кто своей активной гражданской позицией содействовал появлению данного труда в обновленном и улучшенном варианте, и надеюсь, что он станет полезным вкладом в раннюю историю осетинского народа и в историю народов всего Северного Кавказа.

Литература
1. Марр Н. Я. О языке и истории абхазов. М. — Л., 1938.

2. Mullenhoff К. Uder die Herkunft und Sprache der pontischen Scythen und Sarmaten. Monatsderichte der Preussischen Akademie der, Wissenschaften, VIII, 1866.

3. Vasmer Max. Die Iranier in Sidrussland. Leipzig, 1923.

4. Harmatta G. Studies in the Language of the Iranian trides in South Russia. Budapest, 1952.

5. Миллер В. Ф. Осетинские этюды, ч. III. M., 1887.

6. Миллер В. Ф. К иранскому элементу в припонтийских греческих надписях. ИАК, вып. 47, Спб., 1913.

7. Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. М., 1965.

8. Абаев В. И. О некоторых лингвистических аспектах скифо-сарматской проблемы. В кн.: Проблемы скифской археологии. М., 1971.

9. Миллер Г. Ф. О народах, издревле в России обитавших. ЦГАДА, ф. 199, № 47, дело 3.

10. Mullenhoff К. Deutsche AJtertumskunde, t. III, Berlin, 1892.

11. Vernadsky G. Sur l'Origine des Alains. Byzantion, t. XVI, I, Boston, 1944.

12. Мацулевич Л. А. Аланская проблема и этногенез Средней Азии. СЭ, VI–VII, 1947.

13. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор, Г. М. — Л., 1949.

14. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. 1. М. — Л., 1958.

15. Zgusta L. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlichen Schwarzmeerkuste. Praha, 1955

16. Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху. В кн.: Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., «Наука», 1984.

17. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы, II. Тбилисси, 1984.

18. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. М., «Наука», 1988.

19. Абаев В. И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов. В кн.: Древний Восток и атничный мир. Сб. статей, посвященный проф. В. И. Авдиеву. Изд. МГУ, 1972.

20. Членова Н. Л. О времени появления ираноязычного населения в Северном Причерноморье. В кн.: Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., «Наука», 1984.

21. Dietrich G. Alanen und Osseten. ZDMG, t. 93, Leipzig, 1939.

22. Маллицкий Н. Г. Ягнобцы. В кн.: Известия туркест. отд. Русского географического общества, т. XVII. Ташкент.

23. Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899.

24. Ванеев 3. Н. Средневековая Алания. Сталинир, 1959.

25. Гаглойти Ю. С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966.

26. Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. М., «Наука», 1984.


Глава I Племя аорсов и область Яньцай


Очерки истории алан. Иллюстрация № 2
От Южной Сибири до Дуная простирается великий пояс степей, представляющий грандиозный природный и исторический коридор между Азией и Европой. С глубокой древности великий пояс степей был населен кочевыми племенами, говорившими на различных наречиях североиранского языка и составлявшими обширный мир древних иранцев. Соприкасаясь с оседло-земледельческими культурами на периферии своего расселения, некоторые племена древних иранцев становились такими же оседлыми земледельцами. Но жители великого пояса степей оставались кочевниками или полукочевниками, воинственными и подвижными. До гуннского вторжения в конце IV века древние иранцы безраздельно господствовали на необозримых степных пространствах Азии и Европы.

Прославленные номады южнорусских степей — скифы, разгромившие киммерийцев, создавшие государственность и в VII в. до н. э. потрясшие своими походами Переднюю Азию, к концу III в. до н. э. были побеждены двинувшимися из-за Волги на запад сарматами. Античный писатель Диодор Сицилийский пишет о савроматах (сарматах. — В. К.): «Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню» (1, с. 251). Союз сарматских племен ведет борьбу за господство и Северном Причерноморье (2, с. 30–54), а остатки скифов удерживают за собой лишь часть Крыма, где в III в. до н. э. возникает их последняя столица и последний оплот город Неаполь Скифский (на окраине Симферополя). С III в. до н. э. этническое название «сарматы» становится широко известным античному миру.

Миграция сарматов на запад в III–I вв. до н. э. была, по признанию К. Ф. Смирнова, наиболее крупной и связанной с политической активностью племенных союзов во главе с языгами, роксоланами и аорсами. К рубежу нашей эры эта миграция завершается установлением полного господства сарматов в Северном Причерноморье, которое из Скифии римскими писателями переименовывается в Сарматию (3, с. 115–123).


Очерки истории алан. Иллюстрация № 3
Рис. 1. Расселение сарматских племен (по А. М. Хазанову); 1 — III–II вв. до н. э.; 2 — III–I вв. до н. э.; 3 — II в. до н. э.; 4, 6 — I в. н. э.; 5 — первые века н. э.

Сарматы — это воинственные кочевники, которые, по меткой характеристике Тацита, «живут на повозке и на коне» (4, с. 222) и которых более поздний (V в.) историк Эннодий упоминает как извечных номадов, «переселяющихся с места на место» (5, с. 304). Следует признать, что характеристика Тацита и Эннодия, приложимая к позднесарматским — раннеаланским племенам, исторически вполне реальна: экстенсивная форма кочевого хозяйства, основанная на нерациональной эксплуатации пастбищ, вплоть до их вытаптывания, требовала непрерывного передвижения с места на место, и в поисках пастбищ для своего скота сарматы (а позднее аланы) колесили по степям от Урала до Дуная. Нетрудно представить себе движущуюся по бескрайней равнине кочевую сарматскую вольницу: окутанные тучами пыли стада, охраняющие их дозорами конные воины с длинными мечами и тяжелыми копьями в руках, женщины и дети с их нехитрым скарбом в покрытых шкурами и