Litvek - онлайн библиотека >> Андрей Иванович Сурченко >> История: прочее >> Героическая оборона Москвы 1941 г.

Андрей Иванович Сурченко Героическая оборона Москвы 1941 г.

Родина в опасности

«Фашистские черные орды

Напали на нашу страну».

Д. Невзоров.
Героическая оборона Москвы вошла страницей славы в летопись Великой Отечественной войны. Это была первая победа Советской Армии над фашистскими захватчиками, показавшая силу и могущество Советского государства, его армии и народа, руководимого Коммунистической партией.

Годы стерли следы сражений: засыпаны воронки от снарядов и авиабомб; исчезли траншеи, окопы; давно переплавлена в мартенах разбитая гитлеровская боевая техника; на пепелищах выросли новые города, села и поселки.

Но время, не изгладило и никогда не сотрет память о великом подвиге советского народа, отстоявшего родную Москву. Бессмертны имена героев, спасших Родину, мир, человечество от черных сил фашизма.

Развязывая вторую мировую войну, германские фашисты преследовали далеко идущие агрессивные цели. В сравнительно короткий срок гитлеровцы оккупировали двенадцать европейских государств и заставили промышленность этих стран работать на свои вооруженные силы. С осени 1940 г. Германия начала непосредственную подготовку к нападению на Советский Союз. Немецкие фашисты ставили основной целью уничтожение первого в мире социалистического государства, как основного препятствия на пути к завоеванию мирового господства германским империализмом.

Гитлеровцы замышляли в течение полутора месяцев разгромить Советскую Армию и победоносно завершить войну на востоке. К началу войны с Советским Союзом немецко-фашистская армия была полностью отмобилизована, ее кадровый состав имел двухлетний опыт ведения современной войны. Неприятельские войска были оснащены отличной боевой техникой.

К моменту нападения Германии на Советский Союз на европейском материке не было американских и английских войск. Это позволяло гитлеровскому командованию бросить против нашей страны все свои вооруженные силы и армии своих союзников.

Утром 22 июня 1941 г. на широком фронте от Баренцева до Черного моря 190 вражеских дивизий, тысячи фашистских бомбардировщиков вторглись в пределы Советского Союза. Запылали мирные города и села, разрушались дома, школы, железнодорожные станции, фабрики, заводы… На приграничных военных аэродромах горели самолеты, взрывались склады с горючим и боеприпасами. Густой черный дым поднимался в безоблачное небо над городами и селами Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии и Эстонии. Все, что было создано мирным трудом советского народа, превращалось в развалины.

Немецко-фашистские армии развивали наступление в трех направлениях — на Москву, Ленинград, Киев. Важнейшим из них гитлеровцы считали московское направление.

Фашисты намеревались не только захватить Москву и Ленинград, но и уничтожить эти города. Об этом чудовищном замысле на одном совещании Гитлер объявил: «…Москву и Ленинград сровнять с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов и не кормить его в течение зимы…»

Не осуществились сумасбродные планы фюрера. Гитлеровские войска встретились с упорным сопротивлением советского народа, с его несгибаемой волей и верой в победу, с готовностью бороться за свободу и независимость своей Родины до последней капли крови.

Началась Великая Отечественная война. Быстро развертывались боевые действия.

Навсегда останутся в памяти советского народа подвиги советских воинов, принявших на себя первые удары гитлеровских захватчиков.


…8-я пограничная застава охраняла мост через реку Западный Буг. В заставе было 20 солдат и сержантов под командой старшего лейтенанта Старовойтова. Утром 22 июня после артиллерийской подготовки гитлеровцы бросились по мосту в атаку. Советские воины по тревоге заняли окопы и, открыв сильный огонь из пулеметов и винтовок, отбили противника. В 8 часов в район моста подошел вражеский бронепоезд и обстрелял орудийным огнем позиции пограничников. Большинство защитников пали смертью храбрых. Только старший лейтенант с несколькими пограничниками остались у одинокого пулемета.

Гитлеровцы снова бросились в атаку.

— Огонь! — скомандовал Старовойтов.

Он нажал гашетку пулемета. В пулеметную очередь вмешались винтовочные выстрелы пограничников. Гитлеровцы залегли, но через несколько минут снова атаковали мост. Захлопали вражеские минометы. Отбиваясь от наседавшего врага, пограничники стали отходить к заставе. Вскоре оставшиеся в живых присоединились к своему пограничному отряду.

Беспримерный подвиг совершили защитники пограничной Брестской крепости — одни из первых героев Великой Отечественной войны. Крепость пала, когда большинство ее защитников погибло смертью храбрых.

Исключительное мужество, отвагу и высокое воинское мастерство защитников осажденной крепости признали даже враги. Донесение штаба 45-й немецкой пехотной дивизии о взятии крепости в июле 1941 г. заканчивалось словами: «Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво, они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению».

Героически сражались с наступающим противником и другие пограничные заставы и гарнизоны. Много подвигов в ту пору совершили советские воины, верные сыны своего народа.

Вероломное нападение гитлеровцев для Советской Армии оказалось внезапным. Война началась в исключительно неблагоприятных условиях. Советские войска приграничных округов не были приведены в боевую готовность, своевременно не заняли оборонительных рубежей вдоль границы. Накануне войны наша армия начала пополняться новыми самолетами, танками и другой боевой техникой, но войска еще не освоили ее полностью. Все это, вместе взятое, привело к тому, что советские войска в начальный период войны оказались недостаточно подготовленными к ведению боевых действий. Врагу удалось с первых же дней войны нарушить управление советскими войсками, связь подразделений с командованием была потеряна. В силу этого отдельные воинские части действовали разрозненно, не могли оказать должного сопротивления превосходящим силам противника. Вражеские танки и мотопехота перерезали пути отхода наших войск, опережали их захватом переправ и не позволяли закрепиться на промежуточных рубежах.

История первых дней Великой Отечественной войны знает немало случаев, когда командиры отдельных соединений, потеряв связь с командованием, смело вели свои войска на борьбу с врагом. Так было и со стрелковой дивизией под командованием генерал-майора, ныне