Litvek - онлайн библиотека >> Г Ф Воронцов и др. >> История: прочее >> 50 лет Вооруженных сил СССР >> страница 276
публикации дается только ссылка на фонд Генеральной прокуратуры, номер дела отсутствует, что дает формальные основания поставить достоверность документа под сомнение. Не имея возможности выяснить, как могло быть допущено такое нарушение правил публикации документа, примем в качестве рабочей гипотезы, что это объясняется спецификой организации данного фонда и опубликованный документ является подлинным. Хотя еще раз подчеркнем, что публикация архивного документа без полной ссылки — более чем достаточное основание подвергнуть его подлинность сомнению. Но пусть будет так: документ подлинный.

Тем не менее, для того, чтобы на основании документа делать какие-то выводы, нужно учитывать всю совокупность обстоятельств, обусловивших его появление. В частности, данном случае нам представляется важным учитывать следующие моменты:

1. Прокурорская проверка проводилась не с целью проверки достоверности самого факта подвига, а в связи с поимкой дезертира и необходимостью выяснения обстоятельств появления публикации в газете, описывающей подвиг панфиловцев.

2. Выводы, сделанные в справке, на наш взгляд, не соответствуют содержанию документа. Даже поверхностный анализ текста позволяет утверждать, что недостоверным является не сам подвиг, а то, как он был освещен в печати.

3. Факт массового героизма советских воинов в годы Великой Отечественной войны не может быть поставлен под сомнение, тем более, что «показания местных жителей свидетельствуют, что 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково действительно шёл бой советских солдат с наступающими немцами. Шесть бойцов, включая политрука Клочкова, были похоронены жителями окрестных деревень. Никто не ставит под сомнение то, что бойцы 4-й роты у разъезда Дубосеково дрались героически. Не вызывает никаких сомнений и то, что 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова в оборонительных боях на Волоколамском направлении в ноябре 1941 сумела сдержать натиск противника, что стало важнейшим фактором, позволившим нанести гитлеровцам поражение под Москвой». («Отступать некуда — позади Москва». Правда и мифы о подвиге 28 панфиловцев//Аргументы и факты. — 2015. 09.07. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/otstupat_nekuda_pozadi_moskva_pravda_i_mify_o_podvige_28_panfilovcev. Дата обращения,  15.04.2019).

Понятно, что приведенная нами ссылка на публикацию в СМИ может быть легко оспорена, но даже обращение к тексту справки показывает, что  единственным утверждением, с помощью которого отвергается подвиг панфиловцев, являются показания бывшего командира 1075 стрелкового полка Капрова И. В. Однако в его показаниях есть противоречие: сначала он заявляет, что «никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосекова 15 ноября 1941 г. не было — это сплошной вымысел» (л. 319), а затем, что «о бое 28 панфиловцев мне ничего не известно…» (л. 320). А это существенно разные утверждения: не было боя или о бое ничего не известно. Мы не будем ссылаться на приводимые в вышеуказанной публикации АиФ другие, менее категоричные показания Капрова И. В. Для окончательного вывода следует обратиться к другим документам, хотя бы к тем, об обнаружении которых появлялась информация в СМИ (см. напр.: https://www.nsk.kp.ru/daily/26915/3962006/. Дата обращения: 30.04.2019). Мы не имели возможности с ними ознакомиться, но думаем, что под сомнение могут быть поставлены только некоторые детали — количество подбитых танков, число погибших, точность передачи слов политрука Клочкова и др. моменты, не имеющие решающего значения для оценки событий. Сам подвиг под сомнение поставлен быть не может. — V_E.

(обратно)

5

По поводу этого приказа существует множество спекуляций, призванных доказать «злодейский характер» советской власти и сталинского режима, поэтому предлагаем читателю ознакомиться с его текстом. Существующие утверждения о том, что приказ запрещал отступление, следует признать не соответствующими истине, поскольку запрещалось отступление без приказа вышестоящей инстанции. Это требование совершенно естественно и нормально в условиях военных действий. Создание заградительных отрядов также является обычной практикой, применявшейся не только в Красной армии, но и в русской армии в годы Первой мировой войны, а также в армиях других стран. Сторонником таких мер являлся, к примеру, генерал Брусилов, командовавший русскими войсками во время одного из наиболее известных наступлений русской армии в годы Первой мировой войны — Брусиловского прорыва.  — V_E.

Приказ наркома обороны СССР № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» («Ни шагу назад!»).
28 июля 1942 г. г. Москва

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге и у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Части войск Южного фронта, идя за паникерами, оставили Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором.

Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама бежит на восток.

Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.

Каждый командир, красноармеец и политработник должны понять, что наши средства не безграничны. Территория Советского государства – это не пустыня, а люди – рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, – это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию [c.110] вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть,