Litvek - онлайн библиотека >> (Неизвестный автор) >> Православие >> Зачем нужны крёстный отец и крёстная мать >> страница 4
есть, и отдай… только не губи себя. Тот согласился на это и уплатил долги. Между тем девица оказалась в стесненном положении. И немудрено: осталась без родителей, позаботиться о ней было некому. Придя в крайнюю бедность, она начала распутную жизнь.

Те, кто знавали ее родителей, говорили: “Кто знает суды Божии, как и для чего попускается душе падать”.

Молодой организм не вынес такой жизни: она заболела и — опомнилась. В сокрушении духа она просила соседей: “Ради Господа, сжальтесь над душой моей и поговорите с епископом, чтобы мне стать христианкой”[1]. Но все отвернулись от нее с презрением.

“Кто пожелает быть восприемником такой распутной женщины?” — говорили о ней. И была она в большой скорби.

Когда она совсем пала духом при таких обстоятельствах, явился ей Ангел Господень в виде того человека, которому некогда оказала она милость.

— Что с тобою? — спросил ее Ангел.

— Я желаю сделаться христианкой и, увы, никто не хочет сказать обо мне.

— Вправду ли ты желаешь?

— Да, и прошу тебя об этом.

— Не падай духом! Я приведу кого-нибудь, и тебя примут в лоно Церкви.

Ангел приводит еще двух Ангелов, и они относят ее в церковь. Потом, приняв вид известных сановников, приглашают клириков, в обязанности которых было крестить новообращенных. Клирики спрашивают сановников:

— Ручается ли ваша любовь за нее?

— Да! — отвечают они.

Клирики совершили все, что следует по чину над готовящимися ко Крещению, и окрестили ее во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Потом облекли ее в белые одежды новокрещенных. Ангелы перенесли ее в дом и стали невидимы.

Соседи, увидев ее в белых одеждах, спрашивали:

— Кто окрестил тебя?

— Кто-то пришел, — отвечала она, — отнесли меня в церковь, сказали клирикам, и они окрестили меня.

— Да кто же именно? Какие клирики?

Об этом она ничего не могла сказать. Доложили епископу. Епископ призвал клириков, приставленных к Крещению.

— Вы ли окрестили ту женщину? — спросил епископ.

Те не отреклись и подтвердили, что были приглашены для совершения Таинства таким-то и таким-то из сановников при правителе. Епископ посылает за указанными лицами и спрашивает у них, точно ли они поручились за девицу?

— Ничего мы не знаем, — отвечали те. — Не знаем и тех, кто сделал это.

Тогда епископ понял, что это — дело Божие. И, пригласив новокрещенную, спросил:

Скажи мне, дщерь моя, что сделала ты доброго?

— Я блудница и бедная… Что же доброго могла я сделать?

— Так-таки и не знаешь за собою ни одного доброго поступка?

— Нет… вот разве это… однажды я увидела неизвестного мне человека, собиравшегося удавиться. Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему все мое состояние, я избавила его от беды…

Епископ с умилением выслушал ответ новокрещенной и прославил Господа: Праведен ecu, Господи, и правы суды Твои (Пс. 118, 137).

Как заботились о своих крестниках наши предки

В словаре В. Даля мы находим редкие по красоте слова, навевающие нам образы ушедшей эпохи:

Крёстный отец, мать — воспринимающие ребенка от купели Крещения, восприемники, кум и кума, божат и божатка (в северном наречии).

Крестник, крестница — принятый кем-либо от купели при Святом Крещении; крестное дитя, крестовое дитятко, сын по кресту, по Господу”.

В начале XX столетия в России еще сохранялись благочестивые обычаи старины. Крестный отец, кроме покупки крестика для возложения при Крещении, принимал на себя вознаграждение церковного причта за труд при совершении Таинства. Крестная мать покупала крестильную рубашечку для младенца и дарила родительнице “на зубок”.

Участие восприемников и близких к семье лиц служило выражением радости, яко родися человек в мир, и желания облегчить по силам тяготы родителей в воспитании родившегося ребенка. Крестины сопровождались семейным праздником. Этот праздник и участие в первых заботах родителей о младенце их близких как нельзя более совпадали с радостью Церкви о своем новом чаде. Материальное участие служило выражением духовного участия членов Церкви, побуждаемых братской любовью разделять заботы семьи о новом члене.

Этот добрый обычай возник на почве патриархального быта, когда так сильно было чувство общения членов рода и семьи, когда царствовали простота отношений, естественность и сердечность. К сожалению, с потерей этих чувств общения между людьми и заменой их холодным расчетом, а главное, с ослаблением нравственных связей, соединяющих общество с Церковью, этот обычай несколько потерял свое значение. Материальная помощь еще бывает по заведенному обычаю. Семейное торжество часто превращается в обычное застолье. А о духовном попечении забыто вовсе.

Благодать, дарованная младенцам в Таинстве Крещения, остается в них как бы семенем, которое родители и восприемники должны возрастить. Даже если родители заботятся о воспитании собственных детей в духе веры и христианского благочестия, крестным все же остается своя доля в этом важном деле.

Крестные должны молиться об утверждении в вере своего крестника или крестницы, могут давать крестникам добрые советы, дарить им иконы или духовные книжки, благословлять их на брак, подкреплять авторитет родителей. Восприемники не отвечают ни перед Богом, ни перед Церковью за то, что невозможно исполнить в отношении к крестникам (например, когда и видеть крестников нельзя), но погрешают, когда не делают того, что могли бы сделать. Например, принять у себя крестника или крестницу, спросить об их здоровье, об успехах в учебе или по службе; побудить их говеть каждый год; по возможности — помогать им в нуждах.

Напоминание повзрослевшему крестнику

Крестникам следует воздавать своим крестным родителям, вместе с крестившим их священником, сыновнее почтение и прислушиваться к их советам. Если крестные крайне нуждаются в жилье или опеке, следует приютить их у себя. О своих крестных нужно так же заботиться, как и о своих родителях. Когда же они умрут, следует вписать их имена в свой помянник и молиться об их упокоении. Пусть даже не было никакой заботы о крестниках, но одно то, что они были посредниками в даровании от Бога такого величайшего блага, как Святое Крещение, что давали обеты перед Церковью за младенца, должно быть достаточным основанием для того, чтобы уважать своего крестного или крестную.

Заповедь молиться друг за друга

Прп. Амвросий Оптинский в одном из писем к мирянам дает мудрый совет: “Нас судить будет Бог всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем,
Litvek: лучшие книги месяца
Топ книга - Моя гениальная подруга [Элена Ферранте] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Наука воскрешения видов. Как клонировать мамонта [Бет Шапиро] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Экстремальное программирование: Разработка через тестирование [Кент Бек] - читаем полностью в Litvek