Litvek - онлайн библиотека >> Леонид Геннадьевич Парфёнов >> История: прочее >> Намедни. Наша эра- 1933

Намедни. Наша Эра

Леонид Парфенов

Том «1931-1940»

https://namednibook.ru/volumes/1931-1940/


Журналист Леонид Парфенов

Автор телепроектов «Намедни» и «Российская империя». Пятикратный лауреат ТЭФИ.

В настоящее время выпускает тома «Намедни. Наша эра», описывающие исторические явления по десятилетиям, и снимает документальные фильмы («Зворыкин-Муромец», «Глаз божий», «Цвет нации», «Русские евреи»).


Из советского времени, воспринимаемого «своим» гораздо лучше дореволюционного, 1930-есамые давние годы. Действительно «античный» СССР, от которого все пошло. Огосударствление любых сторон жизни, вождь, именем которого называют эпоху, принуждение населения к разным ударным кампаниям, назначаемые герои и злодеи, новое строительство старой империи. Это потом по-разному повторится снова и сновакаждый раз с оглядкой на «античный» образец. И даже признавая: тогда творились ложь и насилиеоттуда будут вести отсчет «нашего славного прошлого».

Для автора 1930-е с детства жили в разговорах взрослых. «Помню, до войны» — начинали тогда речь люди зрелых лет. В глубинке еще и в 1960-х заводились патефоны с пластинками на 78 оборотов в минуту. Пенсионеры не признавали электрических утюговтолько нагреваемые на плите чугунные. У бабушки-учительницы в старой методичке чернел заштрихованный портрет, но подпись сохранилась: «А.С. Бубнов» — репрессированный нарком просвещения РСФСР. Про своего отца, в 1931-м раскулаченного, а в 1937-м расстрелянного, бабушка повторяла: ведь ничего за ним не было и быть не могло! Подозревала бывших соседей по деревне Ёргаможет, они в НКВД написали. Документы по обоим делам прадеда стали доступны в 2000-х. Доносчики там не указаны.

Восьмой по счету том «Намедни» выходит в год 100-летия Октябрьской революции. Как отмечать юбилей, да и чем вообще был СССР в отечественной истории? — все еще дебатируемые вопросы. Советскому периоду посвящена бо́льшая часть этого проекта. Чтобы относитьсядавайте осваивать.

Намедни. Наша эра- 1933. Иллюстрация № 1

1933

Домработницы

Рузвельт. «Новый курс»

«Крокодил». Мих. Кольцов

Автопробеги

Беломорканал

Дворец Советов

Нобелевский лауреат Бунин

Советские трактора

Всесоюзная здравница Сочи

Чистка

«Детгиз»

Гитлер пришел к власти

Голодомор

Люди в белом

Поджог Рейхстага. Лейпцигский процесс

Тюбетейки

Домработницы

Сложился советский тип прислугипрежде всего, это молодая женщина, сбежавшая из колхоза в надежде на городскую рабочую и личную карьеру


До революции в городах России находилось в домашнем услужении до 2 млн человек. На две трети эта армия состояла из женщин: няньки, горничные, кухарки. Но много было и мужских профессий: лакей, кучер, дворник, истопник, садовник. Считается, что диктатура пролетариата их всех «освободила» — при военном коммунизме не существовало частного найма. Потом нэп вернул предпринимательство, а с ним и «эксплуатацию человека человеком». «Великий перелом» первой пятилетки снова огосударствил частный сектор во всех отраслях. Домовладений теперь тоже нет, дворники состоят в казенном коммунхозе. Индустриализация и коллективизация вызвали переселение из деревни миллионов: ударные стройки требуют рабочих рук, да еще и в колхозах невмоготу. Города полны неквалифицированных «трудовых резервов», согласных на любые условия, лишь бы не