Litvek - онлайн библиотека >> Валерий Михайлович Воскобойников >> Историческая проза >> Довмонтов меч >> страница 67
собой.

До вечера собирали вооружение, брошенное врагами, сносили за ворота Довмонтова города и сложили из него громадную кучу. Кузнецам теперь надолго хватало работы. Ещё несколько дней жители бродили по улицам посада в поисках украденного имущества, а нужно было ещё прибрать в домах. Все вместе отпели убитых и с почётом захоронили их.

Инок Кирилл отыскал едва не погибшие книги Ибн Хафиза и вернул их юному путешественнику.

Путешественник же описал подробно все события нескольких дней в собственной книге путешествий.

«Пройдут годы, — думал он, — и эти записи станут читать так же, как записи Бируни, Ибн Фалдана и других знаменитостей».

И он оказался прав в своём предположении. Книга его с успехом читалась и переписывалась, дошла до Багдада, а впоследствии её перевели и на латынь. Однако после каждой из многочисленных войн количество экземпляров её с веками стало убывать. И сегодня, возможно, в каком-то из мусульманских книгохранилищ ждёт своего открытия последний, ещё не прочитанный её экземпляр.


В тот момент во Пскове не было опытного врачевателя, и никто не мог сказать, опасна ли рана князя. Рана стала подживать, хотя у старых воинов все рубцы заживают дольше.

Но спустя всего лишь три месяца князь неожиданно поздно вечером ощутил пронизывающую тело боль, схватился за грудь и мгновенно скончался.

Нет нужды говорить о том, что великого воина и любимого правителя оплакивал и провожал весь город. Многим казалось, что с этого дня закончится жизнь, а будущее представлялось ужасающей тьмой.

Однако жители, помня о славных делах Довмонта, постарались достойно продолжить их и уже через несколько лет сумели построить третью каменную стену, которую не успел поставить он.

Супруга его, княгиня Марья, отплакав положенный срок, постриглась в монахини под именем Марфа. Будучи много моложе, она не могла представить жизни без мужа и год спустя ушла вслед за ним. Мощи благоверной княгини можно отыскать в Иоанно-Предтеченском монастыре, у южной стены храма.


На земле, кроме Господа, всё имеет конец. Закончился и один из тревожных, но славных периодов в истории Господина Великого Пскова. Время, знаменитое страданиями Руси, но и годы, когда возвеличился Псков. И никто не знал тогда, не знает и сегодня, что стало бы с этим юродом, если бы жители его не решились однажды на невозможное дан приют молодому князю-литвину с крепкой его дружиной. Да и не только с городом. Этот небывалый в истории Руси случай тридцать три года оберегал её границы от наседавших с запада рыцарей, да тем и сохранил её как державу.

Имя же самого князя Довмонта стало национальной псковской святыней. На его останки, а точнее, святые мощи, благородный читатель, вам и сегодня укажут в главном кафедральном Свято-Троицком соборе города. Там же долгое время бережно сохранялся и меч Довмонта, ныне перенесённый в исторический музей города. Меч этот тоже был свят в последующие века, и многие из князей давали клятву верности горожанам, возложив на него руку.

Если вы приедете в город Псков, вас проведут и к Довмонтовой стене, и к Довмонтову городу. Кому-то он может показаться поразительно маленьким рядом с сегодняшними монстрами строительных технологий. Не удивляйтесь — и в малом таится великое.

Вспомните лучше о том, что именно он, этот маленький город, стал надёжным щитом и заслоном для княжеств, из которых потом составилась наша земля. Вспомните и поклонитесь князю Довмонту.