Litvek - онлайн библиотека >> Вильгельм Мах и др. >> Современная проза >> Польские повести >> страница 2
общественные отношения. Мах обратился к «деревенской» теме, именно в ней видя источник дальнейшего развития современной прозы. Действительно, процесс изменений в жизни деревни — одна из существеннейших черт кардинальных социальных преобразований в Народной Польше, и литература не могла пройти мимо этого процесса.

Деревне посвящена и повесть Веслава Мысливского «Голый сад» (1967). Это первая повесть писателя, которая, однако, сразу же обратила на себя внимание читателей и критики как произведение незаурядное, оригинальное по композиции, лирико-поэтической интонации повествования, а главное — значительное по поднятым в нем проблемам. В повести Мысливского проявились многие черты, характерные для лучших произведений современной польской прозы о деревне — произведений Т. Новака, Ю. Кавальца, Э. Брылля и других, — точное знание быта деревни и крестьянской психологии, изображение деревни, как неиссякаемого родника народной жизни, хранительницы исконных черт национального характера и нравственных ценностей, глубокое понимание жизни крестьянином. У Мысливского можно найти ряд общих мотивов с повестью Маха (что лишний раз говорит о жизненности и реалистичности произведений). Один из них — это отношение сына к отцу, раскрываемое как отношение любви, уважения, доверия, как первая и важная ступень познания героем-повествователем гуманистических начал жизни, осознание им своей неразрывной общности с окружающим миром и другими людьми. Соотношение сын — отец призвано у Мысливского символизировать отношение человек — мир вообще, что позволяет прочитать его повесть как морально-философскую притчу о зависимости человеческой судьбы от окружающего мира, о необходимости нравственной связи человека с миром. При этом, однако, не заглушается общественное звучание повести. Соотношение сын — отец, помимо философского подтекста, имеет и обнаженный социальный смысл. Сын — сельский учитель, интеллигент крестьянского происхождения, сын неграмотного крестьянина. Его путь к знаниям, к новой жизни был открыт в Народной Польше. Новые социально-исторические условия формируют нового героя, полноправного участника исторического процесса. Эта важная идея воплощена в повести ненавязчиво, с помощью тонкого анализа психологии героя.

Повесть представляет собой внутренний монолог сына, вспоминающего своего отца и всю свою жизнь, осмысляющего ее с высоты достигнутых знаний и опыта. Мысливский не ставит своей задачей дать широкую панораму действительности. Логика повествования подчинена логике процесса ассоциативного мышления героя. Ведущую роль в повести играют глубоко личные оценки и философские обобщения. Но мир, отраженный в зеркале личных переживаний героя, не теряет эпической широты. В личных переживаниях, в частных, казалось бы, событиях биографии героя отразились закономерности исторического развития, «распрямления» крестьянского сознания, растущего понимания у представителя народа своей роли в истории и значения нетленных этических основ народного восприятия мира. И дело здесь не в приобщении крестьянского сына к культуре, считавшейся ранее господской привилегией, не в том, что он может читать книги, получать образование, заниматься умственным трудом. Одного образования недостаточно, чтобы достичь подлинной культуры, стать нравственно целостной личностью, образцом которой является для сына его неграмотный отец. Правда, прежде всего, помимо книг, самых умных и человечных, заключена в жизни. Антейская привязанность к жизни народа формирует истинный гуманизм, подлинно нравственные позиции крестьянина новой социалистической эпохи, освободившегося от прежнего рабского комплекса социальной неполноценности.

Наряду с условно выделяемой из общего потока литературы «деревенской» прозой еще одна, настоятельно диктуемая общественной и политической потребностью, тема привлекает все большее внимание польских писателей — тема строительства социалистической Польши, созидательного труда, жизни рабочего класса. В ее разработке в польской прозе не было таких крепких традиций, как в деревенской теме. Главные истоки ее — в произведениях конца 40-х — начала 50-х годов, когда литература увлеклась темой труда, восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. В те годы появилось и немало невыразительных схематических произведений, так называемых «производственных» романов и повестей, авторы которых часто изображали производственные процессы в ущерб показу человека труда. Тем более важны усилия современных писателей по преодолению сложившихся штампов в изображении строительства социалистической Польши. В произведениях последних лет проявились новаторские черты польской социалистической литературы — мир труда рассматривается в них в широкой общественной, исторической и психологической перспективе, с вниманием к идейному и нравственному миру человека — строителя нового общества. Тема труда сегодня включает освещение разнообразных аспектов жизни.

На современном этапе социалистического строительства возросла роль людей — организаторов производства, партийных деятелей, руководителей коллективов. На эту рожденную жизнью проблематику чутко откликается литература во многих социалистических странах. В польской критике возник даже условный термин: «директорский роман». К такого типа произведениям можно отнести и вышедшую в 1971 году повесть Ежи Вавжака «Линия», в которой не только показаны современные «управленческие» конфликты, рожденные новым этапом развития общества, но сделана удачная попытка исследовать их внутренние пружины. С этими конфликтами связан новый тип положительного героя, который в трудовом процессе устанавливает новые связи с людьми, приобретает политический и нравственный опыт. Таков герой повести Вавжака партийный работник Михал Горчин.

«В своей повести я хотел написать о труде и о любви, ибо я считаю, что стоит писать только о важных вещах», — говорил Е. Вавжак. И надо сказать, что об этих важных вещах ему удалось написать интересную повесть. В период, когда в польской литературе все еще появляется немало произведений, рисующих разочарованных в жизни люмпенов или циничных молодых бездельников, произведения, герои которых, подобно Михалу Горчину, осознают ответственность за себя и за общество, являются существенным вкладом в развитие прозы по пути социалистического гуманизма.

Герой повести Вавжака показан в диалектике общего и индивидуального. Это живой современный человек, и его взаимоотношения с другими людьми, его «производственные» переживания не менее драматичны и