Litvek - онлайн библиотека >> Ахмет Файзи >> Сказки для детей >> В стране смельчаков >> страница 10
телохранителей. Увидев это, баскак решил бежать, не дожидаясь конца. Он оставил вместо себя Кара-Могеза и приказал ему держаться любой ценой.

— Сражаться до последнего, не отступать! Я приведу новое войско. Тому, кто струсит, голову с плеч! — пригрозил он и ускакал со своими приближенными.

Кара-Могез приказал готовиться к последнему бою.

— Если мы отступим, — прокричал он, обращаясь к своим воинам, — нам не миновать смерти. Если же победим — останемся живы… Какой из этих двух путей вы выберете?

Воины хотели остаться живыми.

Разгорелась последняя, самая яростная битва. Ханское войско устремилось вперед. Сопротивление врага было неожиданностью для уставших в походах и сражениях смельчаков. Многие славные джигиты были убиты раньше, чем успели приготовиться к бою. Редели полки Ульмес-батыра…

Но вдруг перед ними появилась старая Алмазбану. Она спешила на помощь своим сыновьям и внукам. Легкие серебристые пряди ее волос развевались по ветру.

— Смотрите! Бабушка Алмазбану с нами! — воскликнул Данир.

Забыв об усталости, смельчаки снова храбро ринулись под град стрел и копий. Бой закипел с новой силой и, не ослабевая ни на минуту, длился до самого вечера. Земля и воздух дрожали от звона мечей.

…К ночи в долине все смолкло. Разгромив врага и захватив пленных, воины Данира уснули богатырским сном.

12. Город Матери

В стране смельчаков. Иллюстрация № 15
Только Даниру и старой Алмазбану было не до сна. Всю ночь просидели они у костра и не могли наговориться.

— Ты сдержал свою клятву, сынок. Спасибо тебе! — Бабушка ласково погладила внука по голове.

…Три дня отдыхало войско смельчаков в долине. Встреча с матерью Алмазбану превратилась в радостный праздник. Все веселились, жарили на кострах мясо диких коз и оленей, пили кумыс и айран. Из страны смельчаков прибыли Жантимир со старейшинами и Айгюзель.

Три мечты было у Данира. Первая — увидеть старую Алмазбану. Вторая — дождаться выздоровления Айгюзель. И третья — вернуться к отцу с матерью.

Айгюзель выжила после укуса змеи, но вот уже несколько лет молчат ее нежные губки: ни смеха, ни песен не слышно. Не мог Данир забыть своего горя.

Мудрая Алмазбану, знавшая средства от ста семидесяти недугов, принялась лечить Айгюзель. Ее целебные травы и камни помогли, и через три дня девушка заговорила. Голос ее стал еще нежнее, чем прежде.

— Милая бабушка! — сказала она своей спасительнице, — ты послала к нам храброго Данира. Это он вернул нам родину и сделал нас свободными. Доброта твоя возвратила мне речь. Любое твое слово для меня свято. Скажи, хочешь ли ты, чтобы я стала женой Данира?.. Об этом я мечтаю уже давно.

Алмазбану обняла своих милых детей и со слезами на глазах пожелала им дружной и согласной жизни.

Данир был счастлив: две его мечты исполнились. Он услышал, наконец, голос милой Айгюзель и встретился со старой Алмазбану. Одна только мысль не давала ему покоя. Вот уже семь лет, как, ушел он из родного дома. Все эти годы он пытался разузнать что-нибудь об отце и матери, расспрашивал странников и пленных. Но все напрасно. Никто не мог сказать о них ни слова.

Баскаку было известно, что Данир разыскивает своих родителей. Уезжая, он сказал Кара-Мо-гезу:

— Мой путь лежит мимо отчего дома Данира. Я слышал, что в тех краях живет прославленный Ак-батыр5. Он совсем седой, поэтому народ и прозвал его так. Рассказывают, что уже много лет никому не удавалось победить его. Я поссорю его с Ульмес-батыром и заставлю их сразиться в поединке. Иначе нам от него не избавиться. Только ходят слухи, что Ак-батыр — отец Ульмес-батыра. Этого я боюсь больше всего. Если отец и сын узнают друг друга, мы погибли! Обмани Данира, пусть думает, что отец его давно умер. Остальное я беру на себя…

* * *
Высокие горы с двух сторон сторожили долину, полноводная, богатая рыбой река мирно несла по ней свои прозрачные воды к морю. Орешник и старые ели росли на ее берегах, среди ярких цветов попадались целебные травы. По склонам гор встречались редкие камни — голубой, желтый, лунный. Лекарства из этих чудесных трав и камней возвращали людям силу и здоровье. В дремучих лесах у верховья реки бродили стада оленей, диких коз и кабанов.

Памятны были Даниру эти места: здесь он потерял отца, здесь же нашел бабушку, здесь его храбрые войска разгромили остатки ханских полчищ. Новый город решил он построить в долине, и народ согласился с ним.

Пленных наемников хана заставили расчищать местность от камней.

— Вы умели только убивать и разрушать чужие города, так сумейте же их построить!

Работа закипела: люди таскали деревья и камни, рыли землю, вкапывали столбы для городской стены. Алмазбану, мать племени, торжественно заложила первый камень будущего города. Смельчаки назвали его городом Матери.

На радостях Данир вспомнил о своем курае, который не держал в руках уже много лет. Вечерами, когда сумерки медленно окутывали землю, он снова играл на нем, как прежде, и слагал песни, в которых славил мудрую Алмазбану.

Но недолгой была его радость.

Утром Данир подошел к пленным, которые строили новый-город, и обратился к ним с такими словами:

— Чем лучше вы будете работать, тем скорее вернетесь к себе на родину… Я тоже буду работать вместе с вами. Я, как и вы, хочу пораньше увидеть отца и мать…

Тут один из пленных громко заплакал. Данир повернулся к нему:

— Что случилось? — спросил он.

Пленный поднял на него глаза, которые успел смочить слюной:

— Убей меня, о великий вождь, убей и зарой мои кости здесь, на месте будущего города, — причитал он. — Да пошлет судьба на него благодать, пусть он растет и ширится из года в год…

Данир покачал головой:

— Наш город вырастет и без человеческой жертвы. Но почему ты, воин черного полчища, торопишься умереть? Кто ты?

— Я — бывший начальник сотни Кара-Могез… Мне теперь уж все равно.

— Разве тебе не хочется вернуться на родину и увидеться с близкими?

— У меня никого нет…

— Где же твои родные?

— На моей родине — Долине света — было страшное землетрясение. В один день я потерял всех своих близких. (Кара-Могез слышал о землетрясении в Долине света, но родом он был из других мест).

— Ты говоришь, Долина свеета? Страна, что лежит у горы Алпан в трех днях пути к востоку отсюда? Так это же моя родина! — воскликнул Данир.

— Чей же ты сын, о великий вождь? — спросил Кара-Могез.

— Я сын Азата Мергена и девушки-лани…

Кара-Могез опустил голову.

— Ты знаешь их? — спросил Данир.

— Я знал их, — ответил
Litvek: лучшие книги месяца
Топ книга - Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью [Андрей Владимирович Курпатов] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Исчезновение венериан [Ли Дуглас Брэкетт] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Легкий способ бросить пить [Аллен Карр] - читаем полностью в Litvek