Litvek - онлайн библиотека >> Доротея Бранд >> Психология и др. >> Проснись и живи! >> страница 27
собственным ритмом; оно несет вас прямо к успеху.

В качестве очередного доказательства от противного рассмотрим обширную подкатегорию успешных свершений, знакомых почти каждому (порой на собственном опыте): успех под влиянием храбрости отчаяния.

Отчаяние придает нам храбрости в экстремальных обстоятельствах, когда какая-то катастрофа или череда несчастий лишают нас всякой альтернативы на успех. «Ему нечего терять», – говорим мы о таком человеке. «Была не была», – думает отчаявшийся и действует с не свойственной ему прямотой и отвагой, добиваясь ошеломляющего успеха, который нередко приобретает черты легендарности. Вспомните третью жертву воли к поражению из главы «Бонусы поражения», который из суеверия сделал отчаяние необходимым условием своего успеха. Неправильно истолковав события, он поверил, что реальная перспектива полного краха всякий раз заставляет судьбу смилостивиться, но не брал в расчет, что когда он доходил до крайности и начинал всерьез опасаться за себя, то всякий раз действовал, не думая о поражении, и добивался успеха. Увязнув в болоте негативного эмоционального настроя, он напрашивался на неудачу как на единственный способ побудить себя к работе. Среди знакомых он пользуется репутацией сумасшедшего героя – человека, который бьет себя по голове кувалдой, потому что прекращение этого действия принесет удовлетворение. Он до сих пор продолжает в том же духе и воспринимает свои домыслы всерьез.

Но если из примеров храбрости отчаяния изъять абсурдность, мы увидим смысл. Отчаяние лишает нас альтернативы, но вовсе не является обязательным для успеха – это не единственный инструмент, устраняющий возможность поражения. Лучше поручить это воображению, которое справляется с задачей эффективнее отчаяния, пробуждая в нас храбрость.

Смелость, направленная в нужное русло, – это sine qua non [13] успеха. С помощью особых практик мы приучаем себя к гибкости и ограничениям, отучаем воображение концентрироваться на плохих предчувствиях и делаем из него ценного помощника, учимся поступать с умом даже в мелочах, чтобы набраться уверенности для важных дел. Силой своего ума мы ставим себе на службу наши таланты и способности, отказывая себе в сомнительной привилегии грезить, избегать ответственности, идти по пути наименьшего сопротивления, вести себя по-детски.

Успех для любого здравомыслящего человека эквивалентен приложению максимальных усилий. Что есть тот самый максимум и что он способен дать, можно узнать, только полностью освободившись от воли к поражению.

Примечания

1

Персонаж романа Ч. Диккенса «Холодный дом», мошенник, строящий из себя большого наивного ребенка. – Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, примеч. пер.

(обратно)

2

Мифическая страна изобилия и безделия во французской и английской литературе XII–XIII вв.

(обратно)

3

Имеются в виду Джеймс Эсдейл – британский врач, работавший в Индии и опубликовавший книгу «Месмеризм в Индии»; Джеймс Брейд – шотландский хирург, ввел термин «гипноз»; Ипполит Бернхейм – французский врач-невропатолог, использовал терапию сном и гипнозом; Франц Антон Месмер – австрийский врач и целитель, основатель учения о животном магнетизме (месмеризме). – Примеч. ред.

(обратно)

4

Стыдливость, вредящая делу (фр.).

(обратно)

5

Ральф У. Эмерсон (1803–1882), американский поэт и философ.

(обратно)

6

Персонаж комиксов Г. Т. Вебстера, робкий, безответный мямля.

(обратно)

7

Экзальтированным (фр.).

(обратно)

8

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. – Примеч. ред.

(обратно)

9

Имеется в виду Жозеф Жубер – французский писатель-моралист. – Примеч. ред.

(обратно)

10

Блюдо кастильской кухни, тушенное с овощами мясо.

(обратно)

11

Доказательством от противного (лат.).

(обратно)

12

Синдром отсроченной мышечной боли после непривычной физической нагрузки на организм. – Примеч. ред.

(обратно)

13

Непременное условие (лат.).

(обратно)