Litvek - онлайн библиотека >> Руслан Масимович Гасымов >> История: прочее >> Круговорот истории

Гасымов Руслан Масимович
Круговорот истории



Самое трудное начать, особенно когда нет твёрдой формы начала. Сказителям было проще, у них всё начиналось с "жили - были" или "в некотором царстве..." Древний летописец на моём месте начал бы так: "Я ничтожный и многогрешный, мало смысля, пытаюсь описать..." Трудно, особенно если не привык выражать свои мысли на бумаге, это ведь тоже искусство и как всякий дар даётся свыше лишь избранным. Я же могу только похвастать вслед за Пикулем что "нашёл свою настоящую любовь, которая заполнила меня всего без остатка, стала смыслом и целью моей жизни, - историю". Но любовь к науке, как и человеческая не всегда заканчивается обручением. Жизнь и здесь расставляет точки над I по особому, давая два пути: ты или профессионал, или любитель дилетант. Последнее удел неудачника, а кто прислушивается к неудачнику? "Мудрые слова в устах безумца - глупость", так и мысли просто любителя не больше чем пыль. Век 20-й выдвинул профессионализм, как главное требование к человеку, посвятившему себя науке, закрепив за дилетантами ярлык верхоглядства. Раскопки Трои Генрихом Шлиманом, принесшие больше вреда чем пользы, служат одним из основных доводов против дилетантства и которым прикрываются не только историки профессионалы, но даже физики, химики и другие естествоведы. При этом почему-то забывают, что Ампер и Фарадей не получили специального образования, Джоуль был пивоваром, Коперник и Майер были врачами, один из основателей современной звёздной астрономии Вильям Гершель был полковым трубачом, а конторщик Фридрих Бессель прославился как один из величайших математиков и астрономов. Этот список так огромен, что не хватит и книги, которая перечислила бы все имена, доказавшие, что путь в науку открыт для каждого. Самое удивительное то, что именно гуманитарные науки прикрылись плотной завесой профессионализма. Но дилетанты и здесь сказали своё слово. Тимофей Михайлович Бондарев "не знал и никогда не слыхал о существовании представителей утопического социализма. Ниоткуда не заимствуя, совершенно самостоятельно и стройно логически он пришёл к своим выводам. Убеждения патриархального крестьянства под вдохновенным пером Бондарева преобразились в особую философскую систему, став на момент для части интеллигенции в мрачные 80-е гг. 19 века даже общественной программой". Рабочий-кожевник Дицген самостоятельно, как и русский крестьянин Бондарев, разработал ряд вопросов философии и пришёл к выводам близким к диалектическому материализму Маркса и Энгельса.

Дилетантство и профессионализм могут ужиться вместе, так как сходятся в главном: придать научным знаниям практическую ценность. Преимущество дилетантства состоит в том, что оно продолжает разрабатывать те вопросы, которые откинуты официальной наукой, потому что дилетанту ничто не мешает подходить к науке творчески, ничто не ограничивает его какими-либо рамками.

В истории так и не создано адекватной и исчерпывающей концепции исторического процесса. Историки-профессионалы встали на том, что историю можно понять только в той мере, в какой её делают понятной профессиональные историки, занимающиеся частными вопросами и требовать большего незакономерно и неправомерно, и углубились в чистую фактографию. Дилетанты же пытаются создать математическую модель исторического развития, соединить космический и исторический ритмы и выработать цельный закон развития человеческого общества. Отсутствие цельной концепции исторического процесс и бытующее у большинства мнение об истории как о простом описании царствований, сражений, жизни и деятельности героев, а также желание придать истории практическую направленность толкнуло меня взяться за перо и изложить некоторые свои соображения в этой области. В праве ли я это делать? Каждый может писать что хочет, потому что никто не обязан это читать. И я после такого своего вступления перехожу к самой сути своего писания.


***


Борьба человека с силами природы за своё существование привела к накоплению научных знаний, систематизация которых дала толчок к образованию наук, ценность которых определялась своей связью с практической деятельностью людей. Математика, Астрономия, Химия - всё это плоды практических нужд.

Человека всегда интересовал и вопрос прошлого Земли, народа, человечества. Здесь ответ даёт история, наука рассматривающая процесс развития общества во всём его многообразии. О ценности истории, к примеру, Н.М. Карамзин писал так: "История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего". О практической ценности этой науки "Колумб русской истории" изложил своё мнение в следующих строках: "Правители законодатели действуют по указаниям истории, и смотрят на её листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна... Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде были подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества".

О практичности истории в её поучительности говорил ещё Фукидид, но он верил и в то, что если кто понял логику происшедших событий, лучше поймёт грядущие события и даже сможет их предсказывать, т.е. говоря словами В. Белинского: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем". Но как постичь логику и закономерность истории? История, возникнув как жанр художественной литературы, сохраняет эту черту и в наши дни, а это мешает научному подходу. Именно по этой причине до конца восемнадцатого века не выработалось цельной концепции исторического развития, хотя уже в Древней Греции пытались понять путь развития и логику судьбы.

Девятнадцатый век внёс поправку. К. Маркс и Ф. Энгельс становятся основателями исторического материализма, значение которого исключительно велико: именно исторический материализм нашёл закономерности в истории, подобные закономерностям, существующих в области естественных наук. Суть марксистской теории сводилась к следующему: главной силой, которая определяет общественную жизнь людей, является развитие способа материальных благ; через способ производства складывается определённый