Litvek - онлайн библиотека >> Дмитрий Гаврилович Сергеев >> Научная Фантастика >> В потемках >> страница 20
Ивоун не мог себе вообразить даже в кошмаре. Все были в недоумении.

Лишь долгое время спустя явилась догадка: наверху прокладывают автостраду. Это опора.

— Как жаль все-таки, что мы еще не на том свете, — сказала Дьела.

Теперь, если бы кто случайно попал в храм, он не вдруг понял бы, где очутился. Долго нужно было приглядываться, чтобы в этом хаосе рассмотреть своды и стены собора. В оконных нишах там и сям позаклинивало автомобили, а кое-где разбитые машины свешивались вниз почти целиком. На полу повсюду навалены кучи хлама: искореженные части машин, мятые канистры, проношенные рваные баллоны и прочая дребедень. Повсюду раскидано битое стекло и щепа оконных переплетов. Скамьи опрокинуты. Лишь центральный проход оставался не сильно захламленным: сюда иногда лишь прилетали осколки разноцветных стекол, да закатились два — три баллона.

Они совсем переселились в подвальные кельи и редко когда поднимались наверх.

Видимо, наверху прошел сильный ливень или же снова выпал обильный снег. Целые сутки сверху текли потоки воды, грязной, мутной, пахнущей битумом.

Ивоун один брел посредине храма, прислушиваясь к плеску водяных струй, к капели. Внизу под ногами бежал ручей.

Внезапная мысль пришла ему. Взволнованный, он начал рукой шарить по каменному полу, отыскивая направление потока. Более часа ползал по всему храму, пока определил главный сток. Вода стекала в сторону западного подвала. Туда они почти не заглядывали: там помещался один из подземных алтарей и находились склады различной церковной утвари, большей частью пришедшей в негодность. Там же были похоронены Ахаз и Урия.

Поток воды с шумом катился по мраморным ступеням. Ивоуну приходилось соблюдать осторожность, чтобы не подскользнуться. Потом он пробирался на ощупь вдоль извилистого коридора. Вода здесь текла уже большим ручьем, шумным и бурливым. Напор был таким, что Ивоун едва держался на ногах. Коридор круто повернул, наклон стал сильнее. Под ногами было скользкое каменное ложе, вылизанное водой. Ивоуну пришлось схватиться за выступ стены, чтобы удержаться, иначе его могло утащить в глубь подземелья. Оттуда несло сыростью и холодом. Где-то чуть впереди шагах в десяти от него методично повторялся один и тот же звук. Чем-то массивным и тяжелым стучало по железу.

Ивоун догадался, что там решетка, отделяющая подвалы храма от городской канализации.

Ивоун и Сколт вдвоем разведали, можно ли выбраться за решетку. В факельном свете прежде всего разглядели предмет, колотивший в железные брусья. Предмет оказался пустым гробом. Сейчас, когда вода схлынула, он лежал, привалившись одним боком к решетке. Гроб был пуст, и трудно теперь сказать, был ли это один из двух гробов, в которые положили Ахаза и Урию, и куда исчезло тело.

К счастью из стены, в которую была замурована решетка, видимо еще в давнюю пору вывалился огромный блок, размытый водой. В этом месте легко пролезть даже и грузному человеку.

Начали собираться в поход.

Более всего Сколта заботило, хватит ли им светильников до конца пути. А то, что им предстоял нелегкий долгий путь, всем было ясно. Плана канализации у них не было, продвигаться придется наугад. Еще неизвестно, чем закончится поход.

Когда все были готовы, Ивоун в последний момент объявил о своем решении остаться в храме.

— Наверху мне нечего делать.

Никто не пытался отговаривать его, все понимали, что это не минутный каприз, а обдуманное решение.

Выступать наметили утром хорошенько выспавшись.

После ужина Брил и Плова поднялись наверх в храм. Ивоун слышал, как они разговаривали. Потом наверху затрещал моторчик и слышно было, как он передвигался по храму. Ездить можно было только по центральному проходу между скамьями, боковые нефы сплошь захламлены. Кончилось это развлечение тем, что Брил врезался в колонну, разбил коляску и едва не поломал себе ребра.

После завтрака все одели котомки. Факелы пока не зажигали. Начали прощаться с Ивоуном.

Последней его обняла Дьела. Он ощутил ее губы, теплые, сухие губы. То был поцелуй, о котором он столько мечтал. Ивоун молча припал к ее рукам.

— Господи, не дай им заплутаться в потемках. Выведи их на верную дорогу. Помоги им, помоги выбраться из потемок.

Голос Ивоуна дрожал и сбивался, рыдания сами собой содрогали его грудь.

— Господи, пощади их, не дай им сбиться с пути.

Больше Ивоуну не о чем было просить. В древнем храме отзвучала последняя молитва.