Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Око мира. [Роберт Джордан] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Сексуальный интеллект [Марти Кляйн] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Хлопок одной ладонью [Николай Кукушкин] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Александр Николаевич Тарасов >> Публицистика >> Написанное болью >> страница 2
Бершина это хорошо видно), которые повторяли молдавские интеллектуалы-националисты, раздувая в республике фашистскую истерию (в частности, обвинение русских - и особенно русской интеллигенции - в "ненависти к культуре"). И я хорошо помню, что по Франку получалось, будто только тот, кто религиозен, - подлинно морален, высокодуховен и совершает благие дела. А вот тот, кто нерелигиозен (атеист) - он по сути аморален (у него мораль ложная), он нигилист и способен лишь разрушать, ненавидя культуру и богатство. А из книги Бершина следует совсем противоположное: это именно православные христиане - руководители и активисты Христианско-Демократического Народного Фронта Молдовы - осуществляли геноцид в республике, творили чудовищные, средневековые зверства, разрушала все, что можно разрушить, демонстрируя прямо-таки патологическую ненависть к культуре (даже к самой простой, вплоть до садово-парковой скульптуры), - а вот приднестровские "простые советские люди", рабочие, крестьяне, служащие, интеллигенты, практически поголовно неверующие, напротив, вели себя высоконравственно, проявляли массовый героизм, спасая и защищая культуру от фашиствующих варваров -православных христиан. С Франка что спрашивать - этот певец филистерской трусости давно умер. А вот за Померанца стыдно.

Он ведь так прямо и пишет: "Свобода немыслима без минимального присутствия Бога в человеческой душе. Провал перестройки - это наш общий провал, провал, вызванный долгой оторванностью от духовных корней. Мы двоечники. Мы получили ряд двоек - в 1917 году, в 1929 году; мы шли, как бараны, под расстрел в 1937 году" (с. 9). Понимаете, вся беда, стало быть, в том, что мы отпали от религии, "оторвались от духовных корней". И это пишет человек в предисловии к книги о Приднестровье, о том регионе (Балканы - Причерноморье), который в XX веке как нельзя более ярко продемонстрировал, на что способны люди, не отпавшие от религии! Что-то православие не помешало петлюровцам вырезать на Украине 200 тысяч евреев (и православные священники благословляли их на резню). Что-то православие не помешало румынским фашистам устроить запредельные по жестокости еврейские погромы (когда в Бухаресте, например, евреев свозили на городскую бойню, рубили там на куски и на каждом куске ставили штамп санитарного врача) - и высшие иерархи Румынской православной церкви благословили погромщиков, а священники шли в первых рядах (а после войныотпавшие от религии безбожные коммунисты их за это судили). Все поколения еврейских предков Померанца, должно быть, в могиле перевернулись, когда он написал эти строки!

Тем более стыдно читать такое, если в самой книге Бершина написано черным по белому: "Поход волонтеров на Гагаузию и Дубоссары был освящен православным священником. Прежде чем убить, целовали крест. "Заповеди бессарабского румына" облекались в форму заповедей Моисеевых. Националистический Народный Фронт, подумав, назвал себя христианским. Монахи Кицканского монастыря прятали у себя оружие. С колокольни того же монастыря под прикрытием его служителей били снайперы" (с. 90).

На самом деле свобода немыслима не там, где бога (специально пишу с маленькой буквы, поскольку написание нарицательного имени несуществующего не то персонажа, не то явления с большой оскорбляет мои антирелигиозные чувства и унижает меня как рационально мыслящего субъекта познания, homo sapiens) нет, а там где он "есть", поскольку в этом случае именно на бога трусливо и лицемерно перекладывается ответственность за все происходящее - все, дескать, что ни случается, случается по воле и замыслу его ("ибо без воли его и волос с головы не упадет").

* * *
Печально, но и сам Бершин не раз повторяет глупые и нелепые штампы либеральной пропаганды эпохи "перестройки" и "постперестройки". Бершин, конечно, не политолог, не социолог, не теоретик гуманитарных наук, это - не его специальность, он - поэт, он не обязан в деталях разбираться в общественно-политических вопросах, но все-таки удивительно, до чего же удачно нашим гражданам промыли мозги СМИ. Вот вроде бы человек сам, лично, на собственном опыте убедился в том, что либеральная пропаганда лжива, фашизоидна и рисует картину действительности, прямо противоположную реальной. Но - не может избавиться от некоторых навязанных ему этой пропагандой идеологических клише (тех, что позже были удачно названы "демшизой").

Вот, например, Бершин пишет: "Заблуждаются те, кто думает, что административные границы внутри СССР наносились произвольно и бездумно. Они были тщательно продуманы. Но продуманы таким образом, чтобы непременно взорваться в случае распада страны" (с. 50). Не секрет, что большевики верили в близкую мировую революцию и, следовательно, в такое мироустройство, где никаких границ не будет вообще. Не секрет и то, что Сталин мечтал распространить свою власть на весь мир (что тоже предполагает отсутствие границ). Это только в воспаленных "демшизой" мозгах наших либералов эпохи "перестройки" мог родиться такой бредовый образ: сидит дьявольски коварный Сталин - и вместо того, чтобы укреплять и расширять свою "империю", думает: дай-ка я сделаю так, чтобы она развалилась, - и специально для этой цели так проведу границы, чтобы они, как мины замедленного действия, в момент развала взорвались. Вот они все у меня попляшут!.. Вот ведь неглупый человек поэт Ефим Бершин, а печатно повторяет эту много раз тиражировавшуюся 10 лет назад ерунду.

Но он ведь и дальше повторяет те же глупые антисоветские штампы: "Уже после окончания Гражданской войны, когда началось деление страны на республики, напрочь был проигнорирован опыт царской России, умудрявшейся удерживать национальные окраины в мире в течение столетий" (с. 51). Как разные советские интеллектуалы, срочно "перестроившиеся" и принявшиеся вместо воспевания "нерушимого братства народов Советского Союза" воспевать "пламенную любовь народов Российской империи к мудрому царю-батюшке", любили нам рассказывать сказки о "национальном согласии" в царской России! Словно и не было жестокого покорения Коканда, Хивы и Бухары, Андижанского восстания 1898 г. и Среднеазиатского восстания 1916 г.; восстания шейха Мансура и Кавказской войны - самой длительной и самой бесчеловечной из всех, какие пришлось вести Российской империи; восстаний Батырши и Салавата Юлаева; двух всепольских восстаний; восстаний Дзиковского и Гаркуши на Слободской Украине, Кармалюка в Подолии и Бессарабии; Махтраского и других восстаний в Эстляндии, Литовского восстания 1863-1864 гг., гернгутерства, "лесных братьев" и повсеместной борьбы крестьян против остзейских немцев-помещиков в Прибалтике; Картлийского, Кахетинского, Имеретинского,