Litvek - онлайн библиотека >> Александр Серафимович Серафимович >> Советская проза >> Собрание сочинений в четырех томах. Том 1 >> страница 111
характерные черты моей писательской физиономии ярко отразились в моей крупной вещи «Город в степи»[5]. А газета «Правда» а статье, посвященной Серафимовичу а связи с его семидесятилетием, писала: «В 1906 году, буквально назавтра после декабрьского восстания в Москве. Серафимович начинает писать свой роман «Город в степи»... В этом произведении снова утверждается революция, ее неизбежность и закономерность.

Революция 1905 года разгромлена — да здравствует революция!»[6]

Роман впервые опубликован а журнале «Современный мир» за 1912 год. №№ 1 — 5.


«Молодая, полная сил и здоровья работница продает себя старику мельнику в чаянии стать собственницей обветшалой мельницы. Потом, с годами, сама превращаясь в старуху, а свою очередь хозяйка властью собственности прикрепляет к себе молодого работника. Мельница и у этого высасывает молодость: собственность и тут сожрала чувства. Капиталистический мир таким образом утверждает систему эксплуатации не только мышц, но и чувств. Вот в чем социальная основа рассказа» — так определял идею «Песков» А. Серафимович[7].

Повесть создавалась автором в период жестокой реакции, когда многие, даже прогрессивные, демократически настроенные писатели перестали касаться социальных проблем. И с тем большей решимостью, страстностью взялся Серафимович за произведение, в котором ему предстояло развернуть потрясающую человеческую драму, порожденную разгулом собственнических инстинктов, жаждой наживы, властью денег.

Деньги. Золотые, серебряные, медные монеты. Они, словно песок, сыплются, сухо звеня, на открытые всем чувствам людские души, и черствеют сердца, умирает в человеке все доброе, связывающее его с природой и другими людьми.

Писателю-революционеру были глубоко чужды, даже ненавистны любые проявления собственнических инстинктов. Овладевший великой наукой пролетарской революции — марксизмом-ленинизмом, Серафимович знает, что буржуазная жажда наживы, власть вещей и денег крайне опасна для людей. Она уродует, калечит человека, превращая его в раба.

Красота природы, теплота человеческого общения, высокое чувство сопереживания и добросердия — всем знакомые, каждому доступные, обыденные радости бытия. В «Песках» Серафимович как бы заново открывает для миллионов людей труда эти вечные жизненные ценности. Но подобно тому, как прекрасная природа погибает здесь под натиском коварных песков, так может убить и все человеческое в людях страшный мир капитализма.

Очень высоко оценил «Пески» Лев Николаевич Толстой. «Мне попался рассказ Серафимовича «Пески», — запишет со слов Толстого доктор Маковицкий — ...Это такая прелесть! Это мне Чехова напоминает... Настоящий художник!». На полях одной из страниц повести Толстой, любивший оценивать литературные произведения по пятибалльной системе и обычно не скупившийся на двойки, поставил пять с плюсом[8].

Повесть впервые опубликована в третьей книге «Литературно-художественного альманаха» издательства «Шиповник» за 1908 год.


Григорий Ершов




(обратно)

Примечания

1

Аристократия духа (франц.).

(обратно)

2

Дм. Фурманов. Собр. соч. в четырех томах. ГИХЛ. I961, т. 3, стр. 268 — 269

(обратно)

3

А. С. Серафимович. Полное собр. Соч. изд. «Федерация», 1931, т. 5, стр. 294 — 295

(обратно)

4

А. С. Серафимович. Собр. соч. ГИХЛ, 1947, т. IV, стр. 472

(обратно)

5

Газ. «Известия», 1924, № 74

(обратно)

6

Газ. «Правда», 1933, № 20

(обратно)

7

А. С. Серафимович. Полное собр. Соч. изд. «Федерация», 1932, т. 3. Стр. 420

(обратно)

8

Из фондов Гос. Музея-усадьбы Л.Н.Толстого (Ясная Поляна).

(обратно)