Litvek - онлайн библиотека >> Максим Викторович Коломиец и др. >> Военная техника и вооружение и др. >> Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки >> страница 3
с танком КВ — в качестве тягачей использовали линейные танки со снятыми башнями. Некоторое количество таких машин использовалось уже в 1945 году. При массе в 35 т тягач имел тяговое усилие на крюке 28 тс, но не имел тяговой лебедки. В начале 50-х годов машина была модернизирована — отверстие под башню в крыше корпуса закрыли крышкой, на которой установили командирскую башенку от ИС-2. В 60-е годы после снятия с вооружения ИС-2М таким образом переделали еще некоторое количество  машин.

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки. Иллюстрация № 8 Стартовые агрегаты ракетного комплекса 8К14 на марше. Апрель 1972 года.

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки. Иллюстрация № 9 ИСУ-152М на Поклонной горе. Видны детали, характерные для этой САУ: командирская башенка, расположение наружных топливных баков, ящики ЗИП на надгусеничных полках, ИК-осветитель прибора ночного видения ТВН-2 на лобовой броне рубки.


Еще один тип ремонтно-эвакуационного тягача был создан на базе ИСУ-122, после того как в качестве стандартной САУ в конце 50-х годов была принята ИСУ-152. Тягач ИСУ-Т представлял собой обычную самоходку с демонтированной пушкой и заваренной амбразурой. В начале 60-х годов на вооружение поступили еще два тягача на той же базе — БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся изменениям, главным образом, в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Была изменена и крыша рубки, к которой приварили балку с подкосами для увеличения жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, разместили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от двигателя. Управление лебедкой осуществлялось механиком- водителем из машинного отделения, в котором для этой цели имелись второе сиденье и два рычага управления. В кормовой части машины располагалось сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией и жесткой сцепкой. На машине устанавливался двигатель В-54-ИСТ, его особенностью был коленчатый вал, заимствованный у двигателя В-12-5. Для движения ночью механик-водитель располагал ночным прибором БВН. Масса тягача составляла 46 т. Экипаж состоял из двух человек. На тягаче БТТ-1Т вместо тяговой лебедки укладывался табельный или модернизированный комплект такелажного оборудования, рассчитанный на тяговое усилие 15 тс.

Помимо Советской Армии тягачи БТТ-1 состояли на вооружении и за рубежом, в частности, в Египте. Несколько таких машин было захвачено Израилем в 1967 и 1973 годах.


ИС-3

Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец- 1» началось в конце лета 1944 года и имело свою предысторию.

Группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В.Сталина (ВАММ), возглавляемая инженер-полковником А.Завьяловым, изучила на местах танковых боев Курской битвы характер повреждений, вызванных попаданиями снарядов в танки. Выяснилось, что не все части башни и корпуса поражаются одинаково. Наиболее высокой вероятность поражения была у лобовых частей башни и корпуса, при этом число попаданий в башню было наибольшим. Ответом на результаты этих исследований и стал проект нового танка.

Все проектные работы велись в условиях жесткого соревнования между двумя конструкторскими коллективами — Опытного завода № 100, организованного в марте 1942 года и возглавляемого Ж.Я.Котиным и А.С.Ермолаевым, стремившегося подтвердить свое лидерство в разработке тяжелых танков, и конструкторского бюро Челябинского Кировского завода, возглавляемого Н.Л.Духовым и М.Ф.Балжи, надеявшегося показать свою зрелость и самостоятельность.

Главной особенностью проекта, предложенного серийным заводом, была оригинальная приплюснутая башня со 122-мм пушкой Д-25, разработанная конструктором Г.В.Крученых. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм, против 100 мм на тяжелом танке ИС-2.

Узнав о том, что на ЧКЗ создается новый танк, Ж.Я.Котин немедленно подготовил свой вариант, базировавшийся на разработках Опытного завода по опытным объектам 244, 245 и 248. У этого варианта сразу бросалась в глаза необычная форма носовой части корпуса.

Дело в том, что практически на всех танках того периода верхняя лобовая часть как сварных, так и литых корпусов представляла собой поверхность, поставленную перпендикулярно продольной плоскости или же под небольшим углом к вертикали. Такая форма была необходима, пока в передней части танка сидели два человека. С исключением из экипажа стрелка-радиста, когда впереди остался один водитель, к тому же посаженный по центру, появилась возможность срезать углы на лобовой плите. Так, на ИС-2 в литой лобовой детали возникли «скулы». При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Конструкторы Опытного завода Г.Н.Москвин и В.И.Таротько предложили составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Такой двухскатный нос получил у конструкторов название «нос с горбинкой» (впрочем, больше прижилось название «щучий нос»).

Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей объяснялся, с одной стороны, достижениями сварщиков во главе с академиком Е.О.Патоном, с другой — возможностями литейного производства, которое было полностью загружено изготовлением литых башен для танков ИС.

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки. Иллюстрация № 10 Первый серийный танк ИС-3 во дворе Челябинского Кировского завода.

Бронеколлекция 1996 № 03 (6) Советские тяжелые послевоенные танки. Иллюстрация № 11 Тяжелый