Litvek - онлайн библиотека >> Лаврентий Павлович Берия >> Документальная литература и др. >> За нефть и хлопок >> страница 4
лозунг диктатуры пролетариата не осквернялся практикой киселеобразного состояния пролетарской власти».

Из этих указаний тов. Ленина исходят мероприятия партии и власти о борьбе с прогулами, о рабочем снабжении и др., которые мы должны выполнить со всей полнотой и строгостью.


БОРЬБА ЗА НЕФТЬ И ХЛОПОК — БОРЬБА ЗА ГЕНЕРАЛЬНУЮ ЛИНИЮ ПАРТИИ.

Задачи 1933 года налагают на нас, большевиков Закавказья, в частности Азербайджана и Баку, — большую ответственность.

Из всех задач, которые перед нами стоят, я остановлюсь подробно на двух основных — на нефти и хлопке.

Мы работаем на решающем участке нефтяной промышленности СССР.

В результате первой пятилетки, мы добились больших успехов в развитии нефтяной промышленности СССР: добыча нефти механизирована почти на 100 проц; полностью изжито тартание, замененное глубокими насосами и компрессорами; применена электро-энергия в механизации добычи почти на 100 проц.; широко применяется вращательный метод бурения (93 проц. в 1932 г.); в основном разрешена проблема реконструкции нефтепереработки, выход светлых продуктов увеличился до 41 проц. в 1932 году против 31 проц. в 1928 г.).

В 1932 году добыто 22,2 млн. тонн против 21,7 млн. тонн пятого года пятилетки, т. е. пятилетка перевыполнена в 4 года.

В достижении этих успехов развития нефтяной промышленности СССР, Азнефти принадлежит почетное место.

Героическими усилиями бакинских большевиков и рабочих Баку пятилетка Азнефти выполнена в 2½ года.

Это героическая страница в борьбе бакинского пролетариата за социалистическую пятилетку. Однако, товарищи, это величайшее достижение пролетариев нефтяного Баку не должно заслонять собою недочетов нашей работы в борьбе за нефть и, в частности, того большого недобора, который мы имеем в 1932 году. План Азнефти в 1932 г. равнялся 15.500.000 тонн нефти вместе с газом, выполнили же мы этот план, дав только 12.181.000 тонн, т. е. недодали стране 3.300.000 тонн нефти. Если сравнить это с цифрами 31 года, то нужно сделать вывод о том, что в 1932 году мы добыли на 1 млн. тонн меньше, чем в 1931 году.

Недавно в Москве нам говорили, что, из-за отсутствия горючего, ряд металлургических заводов работает с перебоями, некоторые даже стоят, большую нужду в горючем ощущают в ряде районов Советского союза наши тракторы.

Если проследить за кривой добычи нефти, то получается следующая картина: июль — 77 проц., август — 71 проц., сентябрь — 65 проц. и т. д.

Ясно, что всякие ссылки на об'ективные причины недопустимы. Искать причины неблагополучного положения с нефтью вне нас было бы неправильным, такие настроения привели бы к новым прорывам, к новому невыполнению тех планов, которые мы получаем. Причина невыполнения планов по нефти лежит в нас самих.

Борьбой за нефть в 1932 году плохо руководило хозяйственно-техническое руководство Азнефти, нехорошо руководили ЦК и БК АКП(б), плохо помогал в этой борьбе бакинским большевикам и Краевой комитет партии. Сейчас надо крепко взяться за нефть. Нужно организовать конкретную и оперативную борьбу за нефть на каждом участке. Нужна повседневная и систематическая помощь и поддержка руководства Азнефти, нужно поддержать товарищей Баринова, Агавердиева и тех, кто там работает. Без этого повседневного внимания Азнефти, без этой поддержки, какой бы хороший руководитель ни сидел бы там, что бы он ни делал, его работа, несомненно, будет хромать. Поддержка должна носить деловой, практический характер, не только в резолюциях, не только заявлениями на собраниях, а поддержка делом так, чтобы эта поддержка чувствовалась бы.

Мы должны добиться вместе с вами дружной и совместной работы старых и новых технических кадров. И старые, и новые технические кадры должны под руководством ЦК и БК АКП(б) полностью мобилизоваться на выполнение планов по нефти. Старые кадры должны весь свой богатый опыт сделать достоянием молодых технических кадров, а молодые кадры должны на деле доказать, что они умеют работать, умеют организовать подлинно деловую энергичную борьбу за нефть, за лучшую организацию всего дела нефтяной промышленности.

Нефть — в прорыве. Вывести ее из этого прорыва — это дело всей нашей партийной и комсомольской организаций, каждый большевик, каждый комсомолец должен работать лучше, чем он работал до сих пор, потому что к этому обязывает каждого из нас наша партия.

Краевой комитет партии, вместе с ЦК и БК АКП(б), организуют развернутое руководство борьбой за нефть, ибо Краевой комитет партии без бакинской нефти — не Краевой комитет. Он не является Краевым комитетом, если изо дня в день не борется вместе с бакинскими большевиками за успешное выполнение нефтяной программы. Краевой комитет не может стоять в стороне от борьбы за нефть; так мы понимаем работу Краевого комитета и так ее будем строить вместе с вами.

В Закавказье, в частности в Баку, ходят такие разговоры, что, мол, в борьбе за нефть бакинским рабочим, бакинским большевикам «не помогает Москва». Кто не помогает в Москве — не говорят, а просто утверждают — «не помогают» и все. В чем не помогают? В поднятии нефтяной промышленности? В борьбе за успешное выполнение планов по нефти, которые выработаны в Москве вместе с нами? Эти разговоры не наши разговоры, а разговоры чужих, чуждых нам людей. Кто-то другой, чужой среди нас, распространяет эти разговоры. Эти разговоры с полным правом могут быть названы белогвардейскими разговорами, возводящими клевету на ту громадную помощь, которую Москва оказывает нам в борьбе за нефть, окружая вниманием пролетариев нефтяного Баку, одного из славных отрядов рабочего класса нашей страны.

Я думаю, было бы смешно и в этом нет никакой надобности доказывать, что Москва вместе с нами, вместе с большевиками Баку борется за нефть, руководит этой борьбой, повседневно помогая нам.

Это можно проследить на тех примерах и цифрах, которые я вам продемонстрировал в отношении реконструкции азербайджанской нефтяной промышленности. В течение всего последнего времени руководящие работники Комиссариата тяжелой промышленности т.т. Коссиор и Ганшин все время сидят здесь в Баку, вместе с вами прорабатывают вопросы и намечают пути, как лучше организовать борьбу за нефть. Эти и подобные им разговоры способны лишь служить только одной цели — демобилизации б борьбе за нефть. Вся наша нефтяная промышленность находится под особым неослабевающим вниманием всей нашей партии. Ведь, только недавно, летом, мы получили письмо тов. Орджоникидзе, с указаниями тов. Сталина, посвященное борьбе за нефть. Я имел недавно разговор с тов. Серго Орджоникидзе, который в присутствии т. Баринова заявил, что так же, как и раньше, так же и теперь,