Litvek - онлайн библиотека >> журнал Полицейские машины мира >> Авто-, мото- и велотранспорт, ПДД и др. >> Subaru Impreza. Полиция Франции >> страница 3
полицейских, архивные документы. Большой раздел музея посвящен Альфонсу Бертильону — человеку, придумавшему первый в мире действенный метод идентификации преступников по антропометрическим параметрам, названный в его честь бертильонажем.

Французы всегда очень трепетно относились к людям, отдавшим свои жизни за родину или погибшим при исполнении служебного долга, в том числе и к работникам полиции.

В самом центре Парижа находится мемориал в память о погибших полицейских. На каменных плитах высечены имена и звания агентов, а рядом — всегда живые цветы.


Subaru Impreza. Полиция Франции. Иллюстрация № 12 ФРАНЦУЗЫ ЧАСТО НАЗЫВАЮТ СВОИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ "АЖАН" (AGENT). НО В ЭТОМ СЛОВЕ НЕТ НИКАКОГО НЕГАТИВНОГО ОТТЕНКА. НА РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГО МОЖНО ПЕРЕВЕСТИ КАК "АГЕНТ ПОЛИЦИИ" ИЛИ ПРОСТО "ПОЛИЦЕЙСКИЙ"


Subaru Impreza. Полиция Франции. Иллюстрация № 13

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ФРАНЦИИ СТАРАЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТОЛЬКО АВТОМОБИЛИ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОИЗВОДСТВА


АГЕНТЫ НА КОЛЕСАХ

Первые механические экипажи появились во французской полиции еще в конце XIX века. Правда, это были не автомобили, а велосипеды — бисиклеты, как их тогда называли. Агентов, передвигавшихся на бисиклетах, обучали разным приемам езды — и по улицам с твердым покрытием, и по бездорожью. В случае необходимости они могли использовать велосипед даже в качестве оружия. Любопытно, что подразделения "велосипедной полиции" во Франции успешно работают и сегодня.

А вот моторными экипажами французскую полицию оснастили только в начале XX столетия, когда Париж превратился в автомобильную столицу Европы. К сожалению, установить, какой марки были первые полицейские автомобили, не представляется возможным. И дело не только в отсутствии документов, но еще и в том, что эти машины зачастую строились из узлов и агрегатов разных фирм. К примеру, двигатель мог быть изготовлен по патенту немца Готлиба Даймлера на заводе Panhhard-Levassor, а устанавливался он на корпус, сработанный в любой из сотен парижских кузовных мастерских. Вот и разберись, какая тут марка!

Интересно, что вплоть до конца 30-х годов XX века водительскими навыками владели далеко не все французские полицейские. Даже те, кто регулировал уличное движение в Париже, зачастую не имели права садиться за руль, поскольку не обладали необходимой подготовкой. Чтобы исправить ситуацию, курс вождения автомобиля был включен в программу обучения будущих агентов.

Долгое время силовые структуры Франции старались использовать только машины французского производства, такие как Renault, Citroen и Peugeot. Автомобили знаменитых французских брендов и сегодня занимают в полицейских гаражах неплохие позиции, но по мере развития международной интеграции власти стали отказываться от "национального" принципа комплектации полицейского автопарка, отбирая технику в ходе тендеров.


Subaru Impreza. Полиция Франции. Иллюстрация № 14

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны ВО ФРАНЦИИ ОЩУЩАЛСЯ ДЕФИЦИТ АВТОМОБИЛЕЙ, И НА СЛУЖБУ В ПОЛИЦИЮ ПРИЗВАЛИ ДАЖЕ МИНИАТЮРНЫЕ RENAULT 4 CV


Subaru Impreza. Полиция Франции. Иллюстрация № 15
ПРЕСТУПНИК ЛОВИТ ПРЕСТУПНИКА

Кто, как не преступник, способен лучше всех понять логику своих "коллег", "собратьев по ремеслу", и эффективно им противостоять? Но если согласиться с такой постановкой вопроса, полицейских следует набирать из среды самих преступников! Парадокс? Отнюдь нет, и лучшее тому доказательство — жизнь и деятельность Франсуа Эжена Видока (1775–1857), основателя французской криминальной полиции "Сюртэ".

С ранней юности и до 35-летнего возраста Видок — сын пекаря из Арраса — вел жизнь, полную приключений. Он был актером, кукольником, моряком, служил в армии. Не раз дрался на дуэлях, нарушал закон и сидел в тюрьмах, откуда неоднократно бежал.

После очередного побега Видок сумел добраться до Парижа и спокойно прожил там десять лет. Казалось, темное прошлое давно забыто, но однажды спокойная жизнь закончилась — молодой человек встретил на улице бывшего соратника по каторжным работам. Тот тоже узнал беглеца и стал требовать с него деньги за молчание, угрожая в случае отказа донести на него властям.

Тогда Видок сам отправился в префектуру полиции и предложил использовать свой внушительный уголовный опыт для борьбы с преступниками в обмен на прощение "грехов молодости". Криминальная обстановка в Париже в то время была настолько серьезной, что власти ухватились за это предложение и согласились сотрудничать со "странным каторжником" — разумеется, негласно.

Вскоре Видок поселился неподалеку от префектуры полиции на улице Святой Анны, набрал сотрудников из бывших преступников, решивших порвать с прошлым, провел необходимый инструктаж и приступил к работе. Поначалу их было всего четверо, затем служба расширилась до двенадцати человек, получавших жалованье из секретного полицейского фонда. За год они сумели выследить и арестовать 812 опасных рецидивистов — воров, грабителей, мошенников и убийц. А когда штат вырос до двадцати человек, Видок приступил к ликвидации сети преступных притонов — до него на это не отважился ни один представитель власти. Тогда-то его группа и стала назваться "Сюртэ", что означает "безопасность". Именно ее историки и считают предтечей парижской криминальной полиции.

Столь плодотворная работа не могла не вызывать зависти у коллег-полицейских и ненависти со стороны парижских уголовников всех мастей. Видока не любили ни служители закона, ни его нарушители. Зато полицейское начальство было чрезвычайно довольно его деятельностью, всячески поощряло и продвигало по службе.


ФРАНСУА ЭЖЕН ВИДОК — ФРАНЦУЗСКИЙ ПРЕСТУПНИК, СТАВШИЙ ГЛАВОЙ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, А ПОЗЖЕ — ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ЧАСТНЫХ ДЕТЕКТИВОВ


В 1827 году Видок вышел в отставку, но спустя пять лет его снова вернули на службу. Правда, проработал он всего год, вторично получив отставку в 1833 году.

До самой своей смерти Франсуа Эжен Видок был обеспеченным и уважаемым гражданином, водил дружбу с известными людьми, к примеру с писателем Оноре де Бальзаком, который обязан ему сюжетами некоторых своих произведений. "Баловался пером" и сам Видок, оставивший потомкам весьма любопытные мемуары. Правда, говорят, что "великий сыщик", не полагаясь на свои литературные таланты, нанял для работы над рукописью