Litvek - онлайн библиотека >> Борис Акунин >> История: прочее >> Любовь к истории (сетевая версия) ч.3 >> страница 3
Наполеоном посредством воздушных шаров, потом стал судовым врачом и был высажен на Аляске из-за ссоры с капитаном корабля. Знаменитый Александр Баранов, хозяин русской Америки, обладатель такого же крутого нрава, счел Шеффера родственной душой и взял в помощники.

Любовь к истории (сетевая версия) ч.3. Иллюстрация № 9

Памятник Баранову на Аляске


В 1815 году «Антон Георгиевич» Шеффер прибыл на Гавайи в качестве полномочного представителя Российско-американской компании для переговоров с великим королем Камеамеа.

Несмотря на пестроту трудовой книжки, врачом Шеффер был превосходным. Сначала вылечил от желтой лихорадки королеву, за что получил от их величеств десять овец и сорок коз. Затем перебрался на остров Кауаи и вылечил от каких-то хворей тамошнего царька. Царек недолюбливал властолюбивого Камеамеа и мечтал выбраться из-под его тяжелой десницы. Недолго думая, Шеффер предложил сепаратисту вступить в российское подданство, что и произошло. Правитель Кауаи принес присягу Александру Первому. На острове поставили православную церковь и три форта: Елизавета, Александр и Барклай. Местную реку Ханапепе переименовали в Дон.

Любовь к истории (сетевая версия) ч.3. Иллюстрация № 10

Тихий гавайский Дон


У Шеффера были грандиозные планы. Он хотел создать на Гавайях российскую морскую базу для дальнейшей экспансии по всему Тихому океану.

Через пару лет выяснилось, что славный доктор действовал по собственному почину, не имея на то никаких полномочий. Самоуправца с Гавайев турнули, русский флаг спустили. Реку переименовали обратно.

Обиженный лекарь перестал служить неблагодарной России и перебрался в Бразилию, где впоследствии блистал при дворе императора дона Педро и окончил свои дни обладателем графского титула. Но это уже оффтоп, поэтому passons.

Любовь к истории (сетевая версия) ч.3. Иллюстрация № 11

Портрета Шеффера я не нашел.

Будем считать, что он — один из вельмож, приютившихся у ног великолепного дона Педро

Нет, вы только представьте! Была бы у нас сейчас этакая отдельно плавающая средь тихоокеанских просторов Калининградская область и жили бы там донские канаки.

Из комментариев к посту:
podolianka

ага. захватить территорию недостаточно. нужно еще удержать суметь.


_o_tets_

Спасибо за интересную историю! Но самое лучшее в этом посте — заголовок:)

А что касается портрета Шеффера — вот он:

Любовь к истории (сетевая версия) ч.3. Иллюстрация № 12

вот с подписью:

Любовь к истории (сетевая версия) ч.3. Иллюстрация № 13

borisakunin

Спасибо! Вставим. Это, видимо, уже бразильских времен..


solodkyy

…о далёких землях. Далеко могут завести. Тут как то вспомнилось. Вторая Речь Посполита, просуществовав менее 20 лет, заработала весьма определённую репутацию, как государство и у врагов, и у союзников. Черчилль вообще назвал Польшу "гиеной" в 1939-м, когда они пристроились к немцам Чехословакию подербанить. Но у "великой нации" претензии были куда как круче. Начиная с 1937 поляки усиленно муссировали тему своей неудовлетворённости "колониальным вопросом".18 апреля 1938 г. в Польше широко отмечался День Колоний, проводились массовые демонстрациии с требованием немедленного предоставления колоний для великой польской нации. По всей стране в костёлах отправляли торжественные службы по этому поводу.10 февраля 1939 г. в Гдыне на воду спускали новую подводную лодку" Ожел"("Орёл"). Присутствовавший на мероприятии генерал Соснковский в своей речи подчеркнул, как важен для страны флот для обороны будущих колониальных владений.11 марта 1939 в Польше была опубликована программа по колониальному вопросу. В ней заявлялось, что Польша, как и другие великие европейские державы, имеет право на заморские территории. Именно так! Про претензии на Украину, Белоруссию, Литву уж не говорю. Это как-то само собой…Эти бы от Гаваев не оказались, точно. Но 1 сентября того же года им пришлось о колониях забыть. По крайней мере, на время..


tsarev_alexey

Реgkuй слyчай, но хочеmся nоggержаmь Алеkсанgра 1, чmо не всmynuл в эmy аванmюрy. И без mого yвяз на Кавkазе — эmом nосmоянно kровоmочащем nоgбрюшье Россuu. Инmенрнсно, kаk ГШ gа u благороgная nyблukа оценuваюm вkлюченuе в сосmав Россuu gрyгого анkлава — Грyзuнсkой Гyбернuu с ценmром в Тuфлuсе в 1801 г? Хорошо лu эmо было gля Россuu? Для Грyзuu — эmо было сnасенuем, очевugно. А воm gля Россuu?.

Дрyгой воnрос, чmо неkоmорым образом nозже на Кавkазе gейсmвumельно обнарyжuлuсь заnасы нефmu, u эmо сmало оnреgеленным сmраmегuчесkuм nреuмyщесmвом. Но, gоnyсmuм, yже сейчас сложно сkазаmь, насkольkо эmо россuйсkое nреuмyщесmво, kоль сkоро mам ряgом Каgыров, с оgной сmороны, u ваххабumы, с gрyгой

Каука Лукини

16 августа, 2011


Уж не знаю, что за мистические нити связывают далекий архипелаг с русскими медиками, но второй наш соотечественник, сыгравший существенную роль в истории Гавайев, тоже был врачом.

Это имя я впервые встретил в любопытных мемуарах некогда популярного, но забытого писателя Иеронима Ясинского (1850–1931). Вспоминая юность и членов киевского студенческого кружка, автор между делом роняет фразу, которая сразу заставила меня сделать стойку: «…Судзиловский, впоследствии президент какой-то тихоокеанской республики».

Полез я копать и обнаружил еще одну турбулентную судьбу, тоже вполне пригодную для романа, но не авантюрного, а скорее в духе Чернышевского.

Если доктор Шеффер пытался сделать Гавайи русской колонией, то доктор Судзиловский бился за то, чтоб острова не стали колонией США. Оба русских медика потерпели фиаско, о чем, полагаю, современные гавайцы не скорбят.

Любовь к истории (сетевая версия) ч.3. Иллюстрация № 14

Н.Судзиловский в своем «гавайском» возрасте


Николай Константинович Судзиловский (1850–1930) был классическим порождением своего времени. Идеалистичный юноша, как многие его сверстники, пошел в народ. Но просветительством и агитацией не ограничился, для этого у него был слишком бурный темперамент. Вероятнее всего, судьба привела бы его в ряды бомбистов, тем более что он отлично разбирался в химии и взрывчатых веществах. Кончилось бы всё сибирскими рудниками, а то и виселицей, но молодому человеку, можно сказать, повезло. Он устроился фельдшером в Николаевскую тюрьму, чтоб подготовить массовый побег арестантов, но был разоблачен и скрылся за границу. Вероятно, считал, что покидает родину на время, но оказалось — навсегда.

Дальше всё тоже шло по идеалистическим