Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - Ложь без срока годности [Юлия Ефимова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Восстань и убей первым [Ронен Бергман] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Спаси нас [Мона Кастен] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Галина Александровна Гребенщикова >> История: прочее и др. >> Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг. >> страница 2
промедления их атаковать.

В 7 ч 20 мин первая торпеда, выпущенная с U-9 с расстояния 500 м, попала в артиллерийский погреб “Aboukir” и расколола крейсер пополам. Увидев произошедшее с “Aboukir”, “Hogue” развернулся, чтобы прийти ему на помощь, но в 7 ч 55 мин с расстояния 350 м с U-9 по “Hogue” был дан залп из двух торпедных аппаратов. Обе торпеды попали, и через 20 минут корабль затонул. Третий крейсер, “Cressy”, пытаясь спастись, пошел противолодочным зигзагом, но в 8 ч 20 мин с расстояния 1000 м с U-9 последовал новый залп из двух аппаратов – раздался оглушительный взрыв. Всплыв, немцы увидели “Cressy” с дифферентом, но без крена. И тогда Веддиген приказал выпустить последнюю, шестую торпеду, от попадания которой корабль перевернулся и, продержавшись 15 минут вверх килем, погрузился в пучину вод.


Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг.. Иллюстрация № 2
Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг.. Иллюстрация № 3 Английские ПЛ типа “С" и "D” – предшественники ПЛ типа “Е"


Трагическим итогом действий всего одной германской подлодки стали невиданные ранее потери – в течение одного часа 15 минут погибли три корабля и 1469 человек. Такого история королевского флота еще не знала – Британия была потрясена, тем более, что крейсеры были укомплектованы резервистами, большей частью семейными, и осборнскими кадетами. Все были уверены, что в атаке участвовало как минимум 5-6 лодок, но когда немцы официально заявили, что действовала всего одна лодка, этому никто не хотел верить. Многие тогда вспомнили слова Фишера, произнесенные им десять лет назад о колоссальном успехе, который станет возможным при развертывании подводных сил на театрах военных действий и их грамотном оперировании.

Другой случай произошел 11 октября 1914 г. в устье Финского залива на меридиане Ганге. Германская субмарина U-26 торпедировала русский крейсер “Палладу”, который мгновенно погиб в результате детонации погребов боезапаса. Погиб и весь экипаж крейсера в количестве 597 человек во главе с его командиром. Этот трагический инцидент вызвал в стране двойную реакцию -побудил высшее военное руководство наложить запрет командующему Балтийским флотом адмиралу Н.О. фон Эссену держать дозор крейсеров между Готландом и Финским заливом и перенести активные действия флота в южную часть Балтийского моря. Во-вторых, Морское ведомство срочно приступило к созданию систем противолодочной обороны.

Действительно, фактор надвигающейся подводной угрозы со стороны кайзеровской Германии приобретал все более угрожающий характер в войне на море. Но после первых успехов в Северном море, достигнутых англичанами благодаря развертыванию и боевому дежурству своих ПЛ, в правительственных кругах Великобритании уже не сомневались в целесообразности отправок субмарин на такие театры как средиземноморский и балтийский.

Как показал ход кампаний 1914 – 1917 гг., значение новейших лодок типа “Е” было очень велико, а присутствие на Балтике экспедиционного корпуса в составе пяти британских ПЛ (Е1, Е8, Е9, Е18 и Е19) сыграло для России важную роль в борьбе с германскими военно-морскими силами. Действия английских подводников как в совместных походах с российскими лодками и надводными кораблями, так и в самостоятельном оперировании смогли нанести противнику значительный урон и фактически разрушить его торговлю на отлаженных коммуникациях, соединявших германские порты на южном побережье со Швецией. Первый Лорд Адмиралтейства Артур Бальфур, например, считал, что несколько ПЛ типа “Е”, отправленных в 1914-1915 гг. на Балтику, принесли больше пользы, чем остальной английский флот за тот же период. За потопление такой лодки немецким морякам лично от кайзера Вильгельма II полагался Железный крест, а его младший брат принц Генрих Прусский, командовавший морскими силами на Балтике, говорил своим подводникам: “Я приравниваю потопление британской субмарины к уничтожению русского броненосного крейсера”.

Лодки вступают в строй

Ведущие морские державы начали придавать ПЛ серьезное значение в отношении их боевых, разведывательных, наступательных и оборонительных возможностей примерно с начала 1900 х гг., предвоенные же годы стали временем интенсивного развития подводного судостроения. Получившие с конца XIX в. широкую известность идеи военного теоретика Алфреда Мэхэна нашли отражение в одной из его работ, опубликованной в 1911 г. В ней Мэхэн рассматривал ПЛ как чисто оборонительное прибрежное средство с вспомогательными функциями.

Непосредственно перед Первой мировой войной он по-прежнему игнорировал стратегическое значение этого типа судов. Объяснялось это прежде всего тем, что согласно разработанной им же самим наступательной доктрине, должно происходить выметание с морей сил противника и достижение глобального господства на море, чего можно добиться только с помощью мощного линейного флота. Теоретических воззрений А. Мэхэна в той или иной мере придерживались практически все морские державы. Обладание господством на море становилось решающим фактором в деле капитуляции противника, достигнуть которое предлагалось несколькими способами (или в их совокупности): путем уничтожения главных баз флота, одним или двумя генеральными сражениями, путем установления контроля над основными океанскими коммуникациями и за счет проведения крупных десантных операций.

Однако как показали события, разворачивающиеся на театрах военных действий, ПЛ пришлось вносить коррективы в такую стратегию и доказывать необходимость установления также местного контроля над морем. Несостоятельность доктрины Мэхэна в отношении страны, обладающей сильным подводным флотом, подтвердилась самим ходом кампании 1914-1918 гг.

В отличие от США и Великобритании, Германия иначе подошла к вопросу создания системы боевого использования подводного флота и изначально планировала применять его против надводных кораблей противника. На последних довоенных маневрах Open Sea Fleet (Флота Открытого Моря) командиры ПЛ решали именно эти задачи. В дальнейшем немцы перенацелили активное использование ПЛ против торговых неприятельских судов. Очень показательно, например то, что Германия вступала в войну, имея в составе своих морских сил только 22 лодки, пригодные для операций в океане. Принимая 20-летнюю судостроительную программу на 1897-1917 гг., Германия вставала на путь соперничества с Англией в строительстве линейных кораблей, ПЛ же были включены в программу в ограниченном количестве. Их интенсивное строительство