Litvek - онлайн библиотека >> Автор неизвестен - Религиоведение >> Религия >> Разные сочинения

1. Послание к некоторому другу, где объясняются некоторые неудобопонятные изречения Священного Писания (а именно: псалмы 1.4,5; 2.6,7; 3.7; 25; 33.11; 31.4; 141,3)


Господину Иоанну, благоразумному и верному другу, желаю радоваться.

Знаю, что ты сильно желаешь получить от меня, малоученого, некоторое краткое наставление к уразумению некоторых неудобопонятных изречений Писания, точному уразумению которых я и сам сильно желаю научиться, и с радостью принял бы такое учение, если бы нашел человека, который мог бы истолковать тайный смысл таких непонятных изречений. Но так как мы имеем неложное Божественное обещание, поощряющее нас к изъяснению Его чудес на пользу слышащих, которое говорит: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4, 12), то есть отбрось всякую боязнь и всякое сомнение и решись говорить то, что служит на пользу людям Моим, и Я все исправлю, наполню ум твой премудростью и высоким разумом и языком твоим буду двигать подобно тому, как кто ударял бы инструментом в доброгласные гусли, —то, уповая на это неложное обещание или, лучше сказать, повинуясь ему, касаюсь того, что выше моего разума, чтобы исполнить твое доброе желание, насколько Господь вразумит меня.

Начну же с того, с чего и следует начать, то есть с первого псалма, ибо достойно всякого исследования сказанное в нем: «Не так–нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром» (ст. 4), потом прибавляет: «Потому не устоят нечестивые на суде» и прочее (ст. 5). Если же это так, то как Сам Господь говорить в святом Евангелии: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других», и прочее (Mф.25, 32). Как же предстанут перед Судьей все народы, когда «не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных»? Что восстанут все—и нечестивые и грешные—это доказывается многими другими доказательствами, особенно же тем, что объявил Сам Владыка, говоря: «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5, 29). Неужели все это составляет противоречие? Никак. Явствует же из этого, что нечестивые и грешные воскреснут, но не «в воскресение жизни», а «в воскресение осуждения», то есть, воскреснуть не для того, чтобы наследовать жизнь вечную вместе с благочестивыми и праведными, но чтобы быть осужденными и услышать сей праведный приговор о них на суде: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Mф.25,41), как и в другом месте божественный пророк объявил, говоря: «Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога» (Пс.9,18). Отсюда мы научаемся двум некоторым высоким догматам, именно: что души нечестивых и грешных до самого второго пришествия Судии содержатся во аде, и что грешники опять туда возвратятся для вечного мучения. Где же те, которые без ума утверждают, что души грешных очищаются чистительным огнем и затем получают жизнь вечную? Ибо ни в течение многого минувшего времени не могли они очиститься, ни по возвращении в ад приемлют очищение, но «идут», говорит Судья, грешники «в муку вечную», а не к временному очищению, праведники же в живот вечный, а не так, чтобы они получили это посредством очистительного огня, как утверждает латинское лжеучение, последующее Платону, эллинскому философу, и Оригену, начальнику ересей. Получают же сие те, которые всякою правдою и святостью и боголюбезными делами угодили Судии, как Он Сам о них свидетельствует, говоря: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», исчисляя по порядку и все боголюбивые их деяния. Но об этом достаточно и сказанного. Теперь же, если желаешь, обратимся к рассмотрению второго псалма, если найдется в нем что‑либо достойное исследования.

«Я», говорит, «помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение» (ст.6 и 7). Достойно исследования, кто говорит это и о ком сие говорится. Мы утверждаем, что блаженный Давид, озаряемый Духом Святым, предсказал выше имеющее быть по воле Бога Отца уничижение и посмеяние со стороны восхотевших отвергнуть честь Единородного Сына Его, которые, хвалясь без ума, говорят: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» (ст.3); предсказав о сем, пророк Божий присовокупляет, говоря от лица Самого Единородного: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Здесь подлежат исследованию два обстоятельства: каким образом поставляется от Отца царем Тот, Который, как Создатель всего, есть Царь, присно соцарствующий Отцу и Святому Духу, как Бог, собезначальный Им и соприсносущный? Во–вторых, подлежит исследованию и то: если Сын приемлет от Отца в «достояние» все вообще народы и в «одержание» свое— «концы земли», как слышим в последующих словах, то как опять Он говорит: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею»? Мы знаем, что гора Сион, на которой был создан Вышнему царем Соломоном преславный храм, находится в черте города Иерусалима, почему (царь Сиона или Иерусалима) признается царем только одной страны Иудейской, а не всех народов. По поводу первого недоумения отвечаем так: Единородный Сын Божий, как Бог, равный Отцу и Святому Духу, имеет присносущно царство над всем; приемлет же оное от Отца и как человек, в виде воздания и почести за великие труды, которыми Он по человечеству крепко подвизался на земле, приняв смерть во славу Отца Своего и за спасение всех людей. Так разрешается первое недоумение. Что же касается до слов: «над Сионом, святою горою Моею», то следует писать и читать так: «Я же поставлен есть Царь от Него». Здесь должна стоять точка, чтобы сказанное имело такой смысл: Я, быв совершен, как человек, поставлен от Отца Моего Царем, приняв в Свое достояние и одержание всю подсолнечную, а не одно только царство иудейское. После точки пусть следует сказанное далее как новое начало: «над Сионом, горою святою Его возвещая повеление Господне», то есть, уча в Иерусалиме, в храме Бога и Отца Моего, иудейский народ и открывая ему то, что повелено Мне Отцем Моим сказать им открыто, как Сам говорит: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Иоан.12,49). Итак, следует писать и читать: «Я же поставлен есть Царь от Него». И здесь ставить точку. Затем писать и читать: «Над Сионом, горою святою Его возвещая повеление Господне». Этого разъяснения достаточно об этом.

Следует теперь перейти к третьему псалму и изъяснить сказанное в нем ничто необычное. Ибо здесь псалмопевец, как бы хвалясь, говорит: «Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (ст. 7). Как же ты это говоришь, о блаженный пророк, когда много лет ты бегал; будучи гоним Саулом, искавшим убить тебя, и переходил из дубравы в дубраву, от одной горы к другой, и от одного народа иноплеменного к другому, уклоняясь