Litvek - онлайн библиотека >> Андрей Владимирович Курпатов >> Психология >> Трудности в общении >> страница 3
миру («кругом несправедливость!»). В общем, у нас есть масса способов позаботиться о себе, о своих нервах, о своем психологическом состоянии.

Все мы чуть-чуть эгоистичны, и это нормально. Мы хотим себе лучшего, а если вдруг начнем желать себе плохого – это будет признаком тяжелой психической патологии. Но мы живем в мире, где альтруизм, как это ни странно, более выгоден, чем эгоизм. Причем это понимают даже братья наши меньшие – доказано наукой! Звери стремятся помогать друг другу. Почему они это делают? Потому что так они обретают «друзей» – тех, кто будет их поддерживать, тех, кто будет делиться с ними пищей, тех, кто будет готов встать на их защиту.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я скажу так: любить нужно других. Это нужно делать, потому что они будут благодарны нам за такое к ним отношение. А если они будут благодарны нам за это, то они будут любить нас в ответ. Мы живем в обществе и, протягивая руку, надеемся, что ее примут, а не оттолкнут. Возможно, что по ней ударят, но Бог им судья. Мы не будем больше иметь с ними дела. Если же примут, а свою руку мы протягивали от чистого сердца, то, значит, это хорошие люди. Мы будем любить их, а они – нас. Согласитесь – всегда приятнее, когда тебя любит другой человек, чем только когда ты сам себя любишь. Поэтому дарите любовь, и вы будете купаться в любви.

У МЕНЯ СОЦИОФОБИЯ

Здравствуйте, уважаемый Андрей Владимирович! Мне 33 года. Больше 15 лет я страдаю сильным неврозом, который проявляется различными психосоматическими заболеваниями и депрессией. Но основное его проявление – это социофобия, из-за чего я не могу ни учиться, ни работать, ни общаться с людьми. Я пробовала обращаться к психологам и психотерапевтам, но ничего хорошего из этого не получилось, и я разуверилась в том, что мне вообще можно помочь. Прочитав вашу книгу «Средство от вегетососудистой дистонии», я подумала, что это, может быть, все-таки возможно, но, живя в Подмосковье, я не имею возможности приехать в вашу клинику. Что же делать?

Анна Семенова, Мещерино
Дорогая Анна!

Избавиться от психосоматической патологии и социофобии можно, а главное – это нужно сделать. Насколько я понимаю, в основе ваших состояний лежат страхи. Причем они у вас, что называется, «полиморфные», то есть затрагивают разные сферы жизни – вы боитесь и за свое здоровье, и переживаете из-за того, как на вас реагируют другие люди. И смерти, я полагаю, опасаетесь, и еще наберется с десяток-другой страхов.

Что делать? Начать, я думаю, нужно с книг «Средство от страха» и «Счастлив по собственному желанию». Это практикумы, то есть инструкции. Своего рода психотерапевтическая «IKEA» – прогуливаетесь по залам, выбираете то, что вам нужно, а потом занимаетесь самосборкой. Трудно, но дешево и с гарантией. Для того чтобы лучше понять технологию, я бы посоветовал еще две книги: «Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности», а также «С неврозом по жизни».

Начните с книг и выполнения рекомендаций. По сути психотерапевт – это тренер, который требует от человека выполнения всех рекомендаций и просто дает какие-то подсказки, рассказывает нюансы. Но чтобы научиться хорошо бегать (это я как перворазрядник по бегу говорю), нужно просто вставать спозаранку и бежать. Тренер, конечно, не помешает, но его наличие или отсутствие – не является определяющим фактором успеха.

Главный фактор – это ваша готовность идти на свои страхи и побеждать их, не тревожась о том, что вы не сможете их победить. Насколько я понимаю, именно в этом ваша проблема. Вы думаете о том, что вас спасет только чудо. На самом деле вы вполне можете спасти себя сами, имея под рукой простенькую инструкцию. А чудес не бывает.

Дорогу осилит идущий! Верьте в себя и помогайте себе!

Желаю вам удачи!

Я БОЮСЬ ПОКАЗАТЬСЯ ГЛУПЫМ

У меня большие проблемы в общении с людьми. Я не могу открыто общаться, чувствую скованность, эмоций вообще не могу никаких проявить. Это у меня всю жизнь. Причем в любом разговоре мне есть что сказать, но мысли приходят уже после, когда я могу спокойно подумать. А в разговоре какой-то тормоз включается, я могу какую-то глупость сказать, нелепые фразы. Я сам потом поражаюсь. Доктор, посоветуйте, пожалуйста, как мне измениться?

Анатолий, Москва
Ситуация понятна, есть для нее название – социофобия. Вы, Анатолий, уже привыкли испытывать тревогу в ситуации, когда вокруг другие люди и вам надо высказываться. И когда эта тревога у вас начинается, вы думаете не о том, что происходит вокруг вас, а боретесь со своей тревогой. В результате, поскольку ваша голова занята посторонними вещами, вы говорите какие-то глупости. Поскольку же вы говорите глупости, то это подтверждает ваши представления о том, что вы обязательно скажете какую-то глупость. Получается замкнутый круг.

Наша задача состоит в том, чтобы этот круг разорвать. Как вы с этим страхом боретесь? Вы чувствуете, как он вас сковывает, и от этого еще больше в него погружаетесь. А надо переключить внимание с внутреннего ощущения на то, что происходит снаружи. Начинать общение нужно, добившись полноценного мышечного расслабления, наладив дыхание – все это можно сделать предварительно, перед беседой. И когда вы почувствуете, что можете контролировать свой страх, вы сможете совершенно по-другому начать реагировать на людей. Пока получается, что вы как на заклание идете на любое общение, поэтому заклание и происходит.

СТРАШНО ВЫХОДИТЬ НА РАБОТУ

Уважаемый доктор, я сейчас домохозяйка. Раньше работала, и не было от работы никакого удовольствия, всегда женщины в коллективе «доставали» и трепали нервы. Не люблю, когда указывают: сделай то, принеси это. Мне 32 года, высшее престижное образование. Мне кажется, что, если пойду работать, эта нервотрепка снова начнется. Из-за этого боюсь искать и выходить на работу. Что делать и что изменить?

Оля, Красноярск
Оля, если вы действительно хотите выйти на работу, то придется прежде поработать над собой. И тут, мне кажется, надо обратить внимание на два важных момента.

Первое. Человек часто совершает бессознательную психологическую ошибку, когда переносит негативный опыт своего прошлого на будущее. У вас были трудности на прошлой работе, и вы считаете «закономерным», что они появятся в будущем, на новой работе. Но это не совсем правильно. Трудности были тогда, на той работе, в общении с теми людьми, а сейчас вам предстоит нечто новое, и каким оно будет – в значительной степени зависит от вас. Прошлого уже нет, будущего еще нет, и важно только то, что вы делаете сейчас, потому