Litvek - онлайн библиотека >> Владимир Константинович Вепрев и др. >> Военная проза >> Детство, опалённое войной >> страница 2
войны в Волгоградской, Белгородской и Амурской областях. В 2014 году в Санкт-Петербурге признали категорию граждан «дети войны» и ввели ежемесячную надбавку к пенсии. Установлены определенные льготы в Волгоградской, Новосибирской, Самарской, Тверской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Ирбитское отделение Свердловской региональной общероссийской общественной организации «Дети войны» насчитывает свыше 980 человек. Избранным Советом проводится посильная работа по оказанию помощи детям войны, работает общественная приемная депутата Ирбитской городской думы Александра Витальевича Камянчука, в которую ежемесячно обращается более 20 человек, большая половина из них — дети войны. Ни одно обращение не остается без должного внимания и реальной помощи.

Первого февраля этого года по всей стране прокатилась Всероссийская акция «Детям войны — достойную жизнь!». Ирбитчане поддержали эту акцию и высказали свою позицию в документах «О социальных льготах детям войны», «Об ограничении роста тарифов ЖКХ».


Будем жить…

Часть I УРАЛЬСКИЕ ПОДРАНКИ Воспоминания. Размышления. Боль

Украденное детство Из воспоминаний Людмилы Федоровны Князевой

Я, Князева Людмила Федоровна (в девичестве Дубских), родилась 27 сентября 1938 года в выселках Пролетарка Дубского сельского совета, в большой дружной крестьянской семье. Детей было шестеро.

Выселки Пролетарка располагались в живописном месте рядом с лесом, богатым ягодами и грибами. В Пролетарке не было ни электрического освещения, ни радио, единственное развлечение — балалайка, под которую пели песни и танцевали.

Сейчас выселок не существует — все жители разъехались.

В самом начале войны на фронт призвали моего отца Федора Ивановича Дубских, 1903 года рождения. В 1942 году в возрасте 17 лет ушел на фронт старший брат Николай. Отец и сын шли одной фронтовой дорогой.

Мать, Анна Евграфовна Дубских, осталась одна с четырьмя детьми. Семья голодала. Летом приходилось есть щавель, дикий полевой лук, ягоды черемухи — из них пекли пирожки и лепешки. Весной собирали мороженую картошку, доставая ее из-под талой воды. Из картошки пекли оладьи, и они казались самыми вкусными на свете. Хлеб стряпали из тертого картофеля и сушеных головок молотого клевера, добавляя в это месиво щепотку муки.

Мне приходилось через день тереть эту сырую картошку, правую руку в кровь истирала, было больно, но что поделаешь — надо! Картофель был основной едой — вареный, жареный, печеный. «Печенки» — это такое лакомство! Изобилия картошки не было никогда: во-первых, нужно было сдать налог, во-вторых, запасти на семена, и лишь оставшееся шло на еду. Зачастую для посадки оставляли срезки верхушек клубня, хранились они в подвале, пересыпанные золой.

С раннего детства, еще до школы (учились с восьми лет), я начала работать — на прополке зерновых, на сенокосе, когда стала постарше — возила копны, подскребала сено.

В 1943 году пришла похоронка на отца. Он воевал сержантом в 48-м гвардейском артиллерийском полку 233-й стрелковой дивизии. Погиб в бою на Украинском фронте. При переправе через Днепр отец был ранен в голову и умер в госпитале. Он похоронен в братской могиле близ села Потоки Кременчугского района Полтавской области. В 2010 году вместе с сестрой Тамарой мы побывали на могиле отца.

Средний брат Александр был мобилизован на учебу в ФЗО (фабрично-заводское обучение), по окончании, будучи подростком, работал на стекольном заводе. Сестра Маргарита в 14-летнем возрасте шила обмундирование для солдат на швейной фабрике. Младший брат Анатолий учился в ремесленном училище, мечтая поскорее получить рабочую профессию и помогать фронту. Мать, чтобы прокормить семью, изнемогая работала на ферме утром и вечером, а днем — на покосе.


В первый класс я пошла в 1946 году в дубскую начальную школу. Осенью нас отправляли в поле собирать колоски, так как каждое зернышко кормило людей и солдат. В 1950 году, после окончания начальной школы, пошла учиться в семилетнюю киргинскую школу. В деревню Киргу ходили пешком, особенно трудно становилось весной. Нужно было переправляться через полноводную реку Ница на лодках, которые часто протекали, и мы вычерпывали воду.

В 1953 году в седьмом классе нас приняли в комсомол. Принимали в райкоме ВЛКСМ в городе Ирбите. Туда мы шли пешком из Кирги. Очень волновались, а когда приняли — так радовались, что обратно 14 километров шли, не чувствуя усталости, с высоко поднятой головой.

Учились с желанием, много читали книг, были все на равных. Одевались плохо: ватные фуфайки, шали, валенки зимой. Мы, дети войны, почти все были без отцов, жили в интернате, питались тем, что приносили из дома. Школьного питания не было. Летом работали в колхозе, собирали ягоды смородины, малины. Рядом была пасека, пчелы нас больно жалили. А мы стремились собрать как можно больше ягод, затем их взвешивали и отправляли в город на продажу.

После семилетней школы я закончила ирбитскую среднюю школу № 10. Поступила в сельскохозяйственный техникум. Там нас обучали не только науке, но и сельскому труду. Учили, как выращивать рассаду овощных культур, собирать урожай помидор, картофеля, работать в саду — белить и окапывать садовые деревья.

По окончании Сарапульского техникума направили работать в колхоз им. Кирова Ирбитского района главным агрономом. Вскоре меня избрали секретарем комсомольской организации и членом обкома комсомола. Работы добавилось, появилась семья. Вместе с мужем Владимиром Николаевичем Князевым ходили на комсомольские собрания, субботники, занимались спортом и художественной самодеятельностью.


Владимир Николаевич родился в 1938 году в деревне Новгородовой Ирбитского района. В 1940 году умерла его мать Устинья Кириковна, а отец погиб на фронте. Владимир с братом Геннадием воспитывались у родственников. Их детство было очень тяжелым, голодным. Но дети росли дружными, катались зимой на санках и лыжах, которые мастерили сами. Летом играли в лапту, в военные игры.

Несмотря на трудности, Владимир окончил семь классов в малоречкаловской школе. Работал разнорабочим в колхозе. После службы в армии, в ракетных войсках, вернулся в родной колхоз и стал работать шофером. В 1998 году вышел на заслуженный отдых.


В 1965 году меня пригласили на работу в малоречкаловскую школу учителем химии и биологии. Училась заочно в Свердловском сельскохозяйственном институте, который окончила в 1970 году. Вступила в ряды Коммунистической партии Советского Союза, чем и