Litvek - онлайн библиотека >> Автор неизвестен >> Религия и духовность: прочее >> Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 7 >> страница 2
исподней одежде, но в шляпе и с ружьём. Все ожидали, что Пётр велит казнить солдата как преступника, оставившего свой пост.

Но вместо того Государь вдруг рассмеялся:

-Хоть гол, да брав!

Потом обратился к перепуганному солдату:

-Давно ли ты на службе, молодец?

-Недавно, Государь.

-Знаешь ли ты,- продолжал Петр,- что велено делать с теми часовыми, которые оставляют свой пост? Так и быть, прощается тебе как новобранцу, но берегись впредь от чего-либо подобного.

К. Лукашевич. Голодная птичка


Слышишь, мама: у окошка

Кто-то жалобно пищит?

Посмотри, там птичка-крошка

Вся озябшая сидит!

В поле нет теперь уж мошек —

Верно, птичка голодна?

Верно, ждёт, что хлебных крошек

Брошу я ей из окна?

Отвори окно ей, мама!

Пусть она сюда влетит!

Посмотри, с какой мольбою

На меня она глядит!

Птичка милая, лети же

Смело в комнатку мою!

Я тебя здесь отогрею,

Накормлю и напою.


Истинное благочестие


Отец Николай, священник небольшого села, накопил в продолжение долгого времени со всей возможной бережливостью от малых своих доходов сто рублей. Он назначил их для покупки в церковь нового серебряного напрестольного ковчега, взамен старого посеребрённого, который уже весь почернел и в котором, как ему казалось, уже неприлично было хранить Святые Дары.

Отправился отец Николай в ближайший город, где находилась лавка с серебряными вещами. Когда он подходил к лавке, его внимание привлёк шум в одном из дворов. Там чиновник продавал с молотка окружавшей его толпе разные предметы: сковороды, кочергу, ухват и другие вещи какого-то бедняка.

Сам бедняк стоял в углу двора и со слезами на глазах смотрел, как переходили в чужие руки вещи, так долго служившие ему, и без которых он со своей семьёй оставался в совершенной нищете. Отец Николай подошёл к нему и ласковым голосом спросил:

-Добрый человек, зачем ты продаёшь свои вещи?

-Это не я продаю,- отвечал бедняк,- а продаёт полиция в уплату моего долга по жалобе хозяина дома. Уже два года, как я болею и не могу зарабатывать. Я задолжал за квартиру и, Бог знает, в состоянии ли я буду…

Тут священник обратился к чиновнику.

-Какую сумму должен этот человек?

-Сто пять рублей тридцать пять копеек!

Отец Николай вынул из кармана кошелёк, в котором было сто рублей, прибавил к ним пять рублей тридцать пять копеек из денег, взятых им на дорогу, и отдал их все полицейскому чиновнику.

И пот уже обрадованный бедняк собирает неожиданно вернувшееся к нему небогатое хозяйство и со слезами благодарит милосердного батюшку…

Отец Николай без денег и без нового ковчега воротился домой. Своим прихожанам он объяснил:

-По-прежнему я буду хранить Святые Дары в старом ковчеге. Наверно. Господу, Который по любви к нам родился в яслях, угоднее наша помощь бедной семье, нежели новый ковчег для Его Тела и Крови.

Прихожане, умилённые поступком батюшки, тут же собрали необходимую сумму денег для покупки нового серебряного ковчега.

Л. Модзалевский. Дети! В школу собирайтесь…


Дети! В школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь —

Смотрит солнышко в окно!

Человек, и зверь, и пташка —

Все берутся за дела.

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг,

Лес проснулся и шумит.

Дятел носом тук да тук!

Звонко иволга кричит!

Рыбаки уж тянут сети,

На лугу коса звенит…

Помолясь, за книгу, дети!

Бог лениться не велит!


Святое место

Император Александр I любил ездить по России. В своих путешествиях он одевался просто. Кто не знал императора, легко мог ошибиться и принять его за отставного офицера. Такие случаи бывали часто.

Однажды в херсонских степях ом на дороге вышел из экипажа и вздумал пройтись пешком. С ним был князь Волконский. Невдалеке виднелась деревенька. Император Александр Павлович свернул с дороги и зашёл в хату напиться воды. Несмотря на бедность, хатка была чистенькой, всё было прибрано, из-за образов выглядывали цветы, глиняный пол блестел, как стекло.

Император сел на лавку и попросил у хозяйки воды. Старушка-вдова подала ему кружку и по обычаю своему, низко поклонившись, пожелала:

-Здоровы пейте!

Когда государь уходил, князь Волконский дал старушке ассигнацию и сказал:

-Помни, матушка, что у тебя сегодня царь был в гостях.

-Сам царь!- только и смогла вымолвить изумлённая старушка.

Она долго смотрела вслед удалявшимся необыкновенным гостям. Потом старушка вошла в избу, очертила мелом то место на лавке, где сидел государь, и, насверлив дырочек, забила туда колышки. С тех пор она никому не позволяла садиться на это место.

-Это место святое,- говорила она родным и знакомым,- тут сам царь Александр Павлович сидел. Так никто там и не садился до самой ее смерти.


Благодарность соловья

Ранней весной, когда только что появились из-за моря певчие пташки и стали вить себе гнёзда, один птицелов поймал соловья. Запер он певуна в клетку и понёс продавать в город. Навстречу ему попался крестьянин с гармоникой в руках. Молодой парень сам любил петь песни, и каждая певчая пташка была близка его доброму сердцу. Обратился он с просьбой к птицелову:

-Пусти пташку на волю. Видишь, какую Бог нам послал весну. Всякая тварь радуется и славословит Господа. Пусть и соловей летает на воле и поёт свои песни. Пусти его… Он помолит за тебя Бога.

-Купи, тогда и делай, что хочешь с соловьем; а я тем живу, что ловлю птиц да продаю.

Тут соловей жалобно пискнул… Крестьянин воскликнул:

-Ах, брат ты мой! Сердце горит, так мне хочется выручить пташку. Потерпи до завтра или вот возьми гармонику в залог.

-Что мне в ней… По мне она ничего не стоит.

-Если не веришь, что отдам, вот тебе залог,- с этими словами крестьянин снял с шеи медный крест и протянул птицелову.

Устыдившись, птицелов без залога уступил