Litvek: лучшие книги недели
Топ книга - До самого рая [Ханья Янагихара] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Мойры сплели свои нити [Татьяна Юрьевна Степанова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - По ту сторону отношений. Практическое руководство по достижению счастья в паре [Юлия Хакимова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Книжный на левом берегу Сены [Керри Мейер] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Крылья к резюме обязательны! (СИ) [Надежда Николаевна Мамаева] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Мертвый кролик, живой кролик [Елена Ивановна Михалкова] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Минская мистика [Влада Ольховская] - читаем полностью в LitvekТоп книга - Лживая правда [Виктор Метос] - читаем полностью в Litvek
Litvek - онлайн библиотека >> Жан-Кристиан Птифис >> История: прочее >> Людовик XIV. Слава и испытания >> страница 5
разговор? «Как отныне вас величают?» «Людовик XIV, мой отец». «О нет, мой сын, пока еще нет! Но вскоре, если на то будет воля Божья, вы им станете». Так или иначе, смерть не заставила себя долго ждать: обессиленный ужасными коликами, перемежающимися с приступами рвоты, Людовик XIII испустил дух 14 мая. В сорок один год он выглядел усталым изможденным стариком…

Приятное время регентства

Итак, Людовик — король. Движимая материнским инстинктом, Анна Австрийская — эта, казалось, слабохарактерная, неопытная женщина, некогда тосковавшая по родным краям и участвовавшая в интригах против своей приемной родины, — поразительно меняется. Объятая чувством ответственности перед государством, она страстно желает защищать права своего сына.

Неожиданный выбор

18 мая Парижский парламент отменяет декларацию, составленную покойным королем, и возвращает королеве-матери «абсолютное, полное и свободное управление делами королевства». На этом заседании присутствует и маленький король: одетый в фиолетовую робу, сидя в королевском кресле, он невнятно произнесет одну-единственную подсказанную ему фразу: «Господа, я пришел, чтобы засвидетельствовать вам свою добрую волю; господин канцлер скажет остальное». Первый политический акт Людовика! Дело за малым: остается лишь выбрать главного министра. И Анна Австрийская поражает окружающих, назвав имя кардинала Мазарини, ставленника того, кто был ее злейшим врагом, Ришелье, но действия и намерения которого теперь для нее ясны и понятны.

Анна Австрийская и Джулио Мазарини! Чего только не говорили об этой удивительной паре, управлявшей Францией до тех пор, пока король не достиг совершеннолетнего возраста… Чего только не писали об этом союзе, руководствовавшемся при управлении страной сильнейшим чувством государственности, какому могли бы позавидовать многие принцы крови! То, что они увлечены и нежно любят друг друга, не вызывает ни капли сомнения: в их переписке без труда можно увидеть следы страсти. Достоверно, однако, и то, что Анна и Джулио никогда не вступали в тайный брак. Мазарини, бывший крестным отцом Людовика XIV, по законам Церкви не имел права жениться — даже тайно — на матери своего крестника. Что до остального, в конце своей жизни Мазарини намеревался принять духовный сан, чтобы добиться тиары, — на что он не смог бы претендовать, будучи в браке. Были ли они любовниками? На этот счет у историков нет единого мнения, однако и это маловероятно. Глубоко набожная королева не смогла бы заниматься повседневными делами и причащаться каждое воскресенье, сознавая при этом., что она погрязла в одном из смертных грехов. Королевская гордость Анны Австрийской была сильнее ее любовного чувства.

«Королевское кресло»

Торжественное заседание, в ходе которого король в присутствии своего канцлера, принцев крови, а также церковных и светских пэров, демонстрирует советникам Парижского парламента свою безраздельную и полную законодательную власть, как в давние времена «Curia regis»[1]. Таким образом, король может самовольно регистрировать эдикты и декларации, невзирая на возражения большинства парламентариев. Навесом, установленным над королевским троном, служило полотно, украшенное золотыми лилиями, — именно этот балдахин («ciel de lit») дал имя «королевскому ложу» («lit de justice»).

Обольститель Джулио

Итальянец, уроженец Абруццо, Джулио Мазарини — на французский лад его имя звучит «Жюль Мазарен» — родился в 1602 году. Сын интенданта неаполитанского коннетабля, Джулио, получив хорошее образование в иезуитской коллегии, продолжает обучение в Испании, после чего возвращается в Италию. Став доктором нрава, Мазарини получает должность капитана в епископской армий, однако его манит дипломатия. В этой области, подучив поддержку со стороны палы Урбана VIII, он творит настоящие чудеса. Благодаря виртуозному мастерству и таланту посредника Мазарини поддерживает мир между Францией и Испанией. В октябре 1630 года в итальянском Монферрато войска обеих стран готовы сойтись в поединке под стенами крепости Касале. В момент атаки в гуще кирас и копий неожиданно возникает Мазарини: размахивая белым свитком, он кричит: «Alto! Alto! Pace! Pace!» Ему удается заключить перемирие, скрепленное миром Кераско в 1631 году. Этот блестящий успех позволяет ему быстро подняться по ступенькам ватиканской дипломатии: он становится вице-легатом папы в Авиньоне, а затем, начиная с 1634 года, нунцием в Париже. Несмотря на то что он не является священником, он носит церковное одеяние и велит называть себя не иначе, как «монсеньор».

Взлет Мазарини

Ришелье, оценивший задатки Мазарини, принимает его к себе на службу, снабдив его грамотой о французском подданстве и кардинальской шляпой. В тот момент Мазарини исполнилось сорок лет: для обольстительного человека, которому все удается, это прекрасный возраст! У Джулио задумчивый мечтательный взгляд, изящные усы, темные волосы и тонкие, приятные черты лица. Кардинальская шляпа позволяет скрыть то, что кардинал начинает лысеть. Молва утверждает, что он похож на герцога Бекингема — кто знает, быть может, это сходство и сыграло свою роль в выборе королевы. Так или иначе, Мазарини искусно поддерживает дружеские отношения с королевой, работая в политической команде великого кардинала. Более того, его преимущество заключается в том, что он человек одинокий и не обладающий крупным достатком; его не может «завербовать» ни парламент, ни Месье, ни принц де Конде. Анна Австрийская полагает, что кардинал примет ее сторону.

Семья Конде

Родоначальником этого королевского семейства является Людовик I де Бурбон, принц де Конде, граф де Суассон, дядя (по отцовской линии) Генриха IV. Во времена Людо вика XIII во главе этого знатного рода оказывается внук Людовика I — Генрих II, принц де Конде (1588-1646), первый пэр и главный распорядитель двора Франции, герцог де Шатору, д'Альбре, де Бельгард, правитель Гиени, Нанси и Лотарингии. В 1609 году его супругой стала Шарлотта де Монморанси, последняя любовная страсть Генри ха IV, подарившая принцу де Конде трех детей: это Анна- Женевьева де Бурбон-Конде (1619-1679), в 1642 году со четавшаяся браком с Генрихом II Орлеанским, герцогом де Лонгвилем; Людовик II де Бурбон, герцог Энгиенский, впо следствии принц де Конде, называемый «Великим Конде»

«Королева так добра»

Прекрасные предзнаменования сопутствуют регентству: в начале нового царствования, 19 мая, одержана блистательная победа при Рокруа, в которой молодой герцог Энгиенский, сын принца де Конде, наносит сокрушительный удар испанской