Litvek - онлайн библиотека >> Михаил Трушечкин >> Современные российские издания и др. >> Круче ?… Ещё круче ? >> страница 2
углом, а на излёте фактически боком. Естественно, летящая боком пуля, быстрее тормозится потоком встречного воздуха. Быстрее падает энергия, пробивная способность также серьёзно страдает. Эти процессы тем сильнее, чем выше начальная скорость вращения.

Второе следствие: деривация – явление заключается в постепенном отклонении вращающейся пули в сторону вращения. С увеличением дистанции деривация возрастает в геометрической прогрессии. Так, для пули .308-го калибра на дистанции 600 метров она составит 12 см, а на тысяче уже – 62 см.

Для пулемёта сверх стабилизированная пуля, конечно, не беда. Дал очередь «трассером», сделал поправочку – и вперёд! А вот для снайперской работы, как и для охоты, такой подход явно не годится.

Попытка стабилизировать пулю за счёт придания ей высокой начальной скорости кажется на первый взгляд изящнее, поскольку позволяет добиться желаемого без потери кучности, однако пуля, как уже было сказано, теряет линейную скорость быстрее, чем угловую. В результате стабилизированная за счёт высокой скорости пуля, дающая хирургическую точность, скажем на 500 м, на 800 может попросту потерять стабильность. Любое, даже незначительное препятствие отразится на её полёте ещё более фатально.

Особо надо сказать о климатических условиях, в которых может использоваться оружие. С одной стороны представьте себе бенчрестера, стреляющего в своё удовольствие при +25?C, с другой стороны, солдата, ведущего боевые действия в Арктике при -40?C. Именно неудовлетворительные тесты на точность стрельбы в арктических условиях на 500 ярдов привели к первоначальному уменьшению длины шага нарезов винтовки AR15 с 14 до 12 дюймов. С принятием на вооружение более тяжелой 62-гранновой пули, шаг нарезов был ещё уменьшен.

Как видите, проблема оказалась весьма серьёзной. Постараемся теперь переориентировать наши теоретические рассуждения в практическую плоскость. Давайте разделим всех гипотетических пользователей оружия на три группы и разберёмся, чего они хотят от своих винтовок, может быть, анализ их проблем поможет вам уяснить свои собственные цели.

Итак, чего хотят военные от серийной штурмовой винтовки?

Приоритет – безусловная стабилизация широкого ассортимента пуль различного назначения, удлинения и массы при любых климатических условиях, с сохранением максимальной стабильности при попадании в цель или препятствие, возможно, ценой некоторого ухудшения кучности.

Рецепт – уменьшить длину шага нарезов.

Примеры: .

303 British – 10.5 дюймов

30-06 Spr – 10 дюймов

8 мм Mauser – 9,5 дюймов

7 мм Mauser – 8,75 дюймов

6,5х55 Mauser – 8 дюймов

5,56 NATO – 9 или 7 дюймов

Чего хотят целевые стрелки?

Приоритет – максимальная кучность боя, зачастую на единственной дистанции, при практически единственном типе пули, обычно среднего веса. Действие по цели не принципиально.

Рецепт – увеличение длины шага нарезов, при возможно более высокой начальной скорости

Примеры:

.222 Rem. – 14 дюймов

.22-250 Rem. – 14 дюймов

.220 Swift – 16 дюймов

.22 PPC – 14 дюймов

.308 Win. (целевые винтовки) – 14 дюймов

Чего хотят охотники?

Приоритет – возможность использовать максимальный ассортимент пуль. Точность боя – возможны компромиссы. Дальние дистанции (более 300 м) – почти не принципиально.

Рецепт – разумное уменьшение шага нарезов, обычно до 10 -12 дюймов для 30 калибров.

Круче ?… Ещё круче ?. Иллюстрация № 3 Длина шага нарезов, необходимых для стабилизации этих столь различных пуль, может отличаться в несколько (!) раз


Выводы:


Становится очевидно, что дальше всех от охотничьих стоят потребности целевиков: 14 дюймовый шаг нарезов целевой винтовки калибра .308 идеально стабилизирует пулю в 150 гранн, но о 220 грановой придётся забыть, а скорее всего и об охоте вообще. Медленно вращающаяся пуля при попадании в цель быстрее теряет стабильность, что отразится на пробивном действии. Охотники, избегайте слишком пологих нарезов!

Не следует увлекаться и чересчур крутыми нарезами военных винтовок. И вот почему: военные пули – исключительно цельнооболочечные. «Полуоболочки» запрещены международными конвенциями, и на их применение военное оружие не рассчитано. Так, при шаге нарезов в 7 дюймов винтовки М16 калибра .223 Rem. и начальной скорости в 1 000 метров в секунду пуля приобретает частоту вращения 352 940 оборотов в минуту! Большинство полуоболочек не способны выдержать такие перегрузки. Пули будут фрагментироваться, едва вылетев из ствола. Предупреждение об этом содержится в любом справочнике по переснаряжению охотничьей амуниции. В результате, став счастливым обладателем крутейшей М16, вы попросту не найдёте для неё патронов. Охотники, избегайте слишком крутых нарезов! Для .223-го калибра оптимум составит 10-12 дюймов.

Всё вышесказанное для практических охотников, возможно, покажется излишне надуманным и мудрёным. И они будут совершенно правы. Компромисс между кучностью боя и необходимостью стабилизации тяжёлых пуль в длине шага нарезов охотничьего оружия давно найден. Тем, кто желает видеть своё оружие уникальным и универсальным одновременно, советую вспомнить, что сидеть между двумя стульями так же трудно, как ловить одновременно двух зайцев.

Круче ?… Ещё круче ?. Иллюстрация № 4 Патрон .223 Remington (5,56x45mm NATO). Шаг нарезов 12" стабилизирует 64-грановую целевую пулю Бергера (слева), в то время как 62-грановой пуле SS 109 (справа) требуется более крутая нарезка