Litvek - онлайн библиотека >> Сергей Грабовский >> История: прочее >> «Народные мстители»: мифы и реальность >> страница 2
в лес. Мародерству нет предела».


Другими словами, советское партизанское движение было чем-то совсем иным, чем его описывают школьникам и студентам независимой Украины, чем о нем говорится в официальных документах (например, в распоряжении Кабмина Украины №504-р, которым был утвержден план мероприятий по празднованию Дня партизанской славы в этом году), чем он предстает с сайта украинской разведки.


Во-первых, это движение никогда не имело грандиозных масштабов: в справке УШПД от 20 августа 1944 года, подписанной начальником оперативного отдела УШПД полковником В. Бондаревым, говорится, что за годы войны в Украине действовало 1200 партизанских соединений, отрядов и групп общей численностью в 112 тысяч человек. А численность формирований, управляемых УШПД, которые синхронно действовали в тылу противника, никогда не составляла больше чем 40 тысяч человек. И то: такая массовость появилась только в предпоследний год войны. Правда, 5 мая 1945 года ЦК КП(б) У дал «наверх» информацию уже о 200 тысячах партизан, включая 20 тысяч тех, которые с осени 1944 года по май 1945 года рейдировали вне пределов территории Украины – в Польше, Чехословакии, Венгрии – но эта цифра кажется завышенной, даже если в ней учтены разведывательные и диверсионные отряды, подчиненные НКГБ и ГРУ, а также «дикие партизаны», о которых речь пойдет дальше.


Во-вторых, этнический состав украинского партизанского движения не отвечал этнической структуре населения: в 1944 году этнический состав 11-ти крупнейших партизанских соединений, действовавших на территории УССР, был таким: 25% россиян, 57% украинцев, 8% белорусов, 4% поляков, 2% евреев, 4% – представителей других этносов и этнических групп, а вот в партизанской дивизии прославленного Сидора Ковпака украинцев была только треть (тогда как согласно переписи 1939 года украинцы составляли 76% населения УССР, а россияне – 13%). 62 партизана, которые действовали на территории УССР, стали Героями Советского Союза. Первое место занимают украинцы – 32 человека (51,6%), второе – россияне – 24 человека (38,7%), третье – белорусы – 3 человека (4,8%). Еще интереснее в этом плане был состав командования украинскими партизанами: по состоянию на июль 1943 года из 125 сотрудников УШПД было 60 россиян и только 41 украинец (плюс 24 человека других национальностей).


В-третьих, относительно всенародной поддержки также существуют большие сомнения. Скажем, в сообщении начальника полиции порядка Рейхскомиссариата Украина №162/42(G) на имя Гиммлера в частности указано, что «большевистские террористы» активно «грабят и разоряют украинские села». В таких совершенно секретных документах нацисты обычно говорили правду. Вот как описывал события весны и лета 1943 года на Волыни Тарас Бульба-Боровец, командующий «Полесской Сечью» и Украинской народной революционной армией: «Одной ночью лебедивцы (так он называет воинов организованных ОУН-Бандеры отрядов УПА. – С.Г.) карают мечом и огнем польское село. Днем немцы с польской полицией карают за это пять украинских сел. Другой ночью большевики с поляками жгут за то же еще пять украинских сел и достреливают уцелевших беглецов по лесам». А вот статистика: осенью 1943 года, уже после спада украинско-польского противостояния, на Волыни 79 сел сожгли нацистские каратели, а 29 – красные партизаны. Если принять во внимание соотношение их сил, то партизаны по этому делу проявили значительно больше активности и предприимчивости в уничтожении украинского населения. Не случайно же во время неудачного рейда соединения Сидора Ковпака в Карпаты летом 1943 года, по свидетельству очевидца, «гуцулы охотились на Ковпака и его людей как на медведей».


А, собственно, что в этом всем странного? Ведь советские партизаны были порождением и инструментом тоталитарного режима, поэтому и действовали в соответствии с идеологией и практикой этого режима, реализуя на территории, где большевистской власти временно не было, сталинскую доктрину «выжженной земли». Что же касается огромных потерь и среди самих партизан, и среди гражданского населения, то когда большевики обращали на это внимание? Согласно документу под названием «Докладная записка НКВД УССР о работе НКВД УССР по организации и руководству оперативной деятельностью формирований в тылу противника», с 1 августа 1941 года по 1 марта 1942 года чекисты Украины забросили за линию фронта 1874 диверсионно-разведывательных отряда общей численностью 29 тысяч 307 человек и 830 агентов-разведчиков и связистов с партизанскими отрядами. Абсолютное большинство этих людей погибло или попало в плен. После того в 1942-ом году 4-м управлением НКВД УССР в тыл врага были заброшены 2027 разведчиков-одиночек и 595 разведывательных групп (каждая численностью от 5 до 15 человек). Назад вернулось 400 разведчиков (20%) и 34 группы (6%). Остальные погибли или пропали без вести. Причины – низкий уровень подготовки да еще более низкая поддержка со стороны населения оккупированных нацистами территорий.


Ну, а теперь перейдем к цифрам. «В целом в течение Великой Отечественной войны партизаны Украины уничтожили около 500 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, разгромили 467 вражеских гарнизонов, комендатур, штабов, пустили под откос 5019 эшелонов с живой силой и боевой техникой, подбили и захватили 1566 танков и бронемашин, 790 пушек, 13535 автомашин, 211 самолетов», – еще раз процитирую приведенные на сайте Главного управления разведки Министерства обороны Украины данные. Получается, что из тех четырех миллионов воинов, которых потеряли погибшими (убитыми и умершими от ран) Германия и ее союзники на территории Советского Союза, Польши, Чехословакии, Югославии и других восточноевропейских государств, восьмая часть была уничтожена победоносными партизанами УССР. А танков в столкновениях с партизанами немцы потеряли не меньше, чем во время длительных ожесточенных боев на Курской дуге. И вражеских самолетов партизаны уничтожили вдвое больше, чем Кожедуб с Покрышкиным, вместе взятые.


А может, неоткуда взять объективную информацию о партизанском движении, может, до сих пор закрыты все документы о прошлом? И именно этим объясняются такие «проколы» украинских военных разведчиков? Нет, это не так. Даже совсем не так. Исследования Александра Гогуна и Ивана Дерейко, Анатолия Кентия и Владимира Лозицкого, Ивана Патриляка и Владимира Сергийчука и целого ряда других исследователей дают совсем другую картину партизанского движения нежели та, что была общепринята еще со сталинских времен. Опубликовано множество документов периода войны. Нужно только их прочитать. Внимательно, тщательным образом, последовательно, не спеша. И непременно напрашивается вывод, что и война была