Litvek - онлайн библиотека >> С В Иванов >> Авиация, ракетная и космическая техника и др. >> Асы Люфтваффе Пилоты люфтваффе Bf 109 на Восточном Фронте >> страница 2
Оберфельдфебелъ Улльман из II./JG-2 показывает пальцем на карте место, где он только что сбил советский самолет.


Ответ не прост. Война на Востоке имела ряд особенностей, более ни на одном театре военных действий не встречавшихся.

Во-первых, летчики люфтваффе принимали участие в боях постоянно, а не придерживались столь характерных для англичан и американцев практики «командировок на войну». Количество побед далеко не всегда считалось основанием для карьерного роста летчика, перехода его на штабные должности. Большинство пилотов находились во фронтовых частях, за исключением кратких отпусков, с первого до последнего дня войны или же до дня своей гибели.

Чаще всего ягдваффе превосходило своих оппонентов в трех ключевых для воздушной войны позициях: технике, выучке и тактике.

В начальный период войны на Востоке Bf. 109 превосходил по своим характеристикам любой советский истребитель. Ветераны вспоминают, что без внешних подвесок мессершмитт «делал» и один из лучших истребителей ВВС РККА времен второй мировой войны Як-9.

Во-вторых — все командиры люфтваффе имели отличную подготовку. Ирония судьбы заключалась еще и в том, что многие немецкие летчики, в числе которых такие асы, как Лютцов и Траутлофт, проходили подготовку в секретной летной школе Рейхсвера под Липецком в период с 1925 по 1933 г. Многие получили боевой опыт, воюя в Испании в составе легиона «Кондор», после Испании были Польша, Франция, битва за Британию, Балканы.


Асы Люфтваффе Пилоты люфтваффе Bf 109 на Восточном Фронте. Иллюстрация № 8 Захваченный советский аэродром: И-16 стоит рядом с Bf109F из II./JG-54.


Асы Люфтваффе Пилоты люфтваффе Bf 109 на Восточном Фронте. Иллюстрация № 9 Коллеги поздравляют майора Герхарда Баркхорна после выполнения 1000 боевого вылета. Венок перевязан ленточками с названиями стран, где воевал Бар- кхорн с августа 1940 г. (тогда летчик прибыл для дальнейшего прохождения службы в II./JG-52). До конца войны Биркхорну осталось выполнить 104 боевых вылета.


Вышеуказанные факторы играли роль на любом фронте второй мировой войны, но на Восточном фронте имело место еще и другая сторона медали — состояние ВВС противника.

Сталинские репрессии конца 30-х годов резко ослабили вооруженные силы страны. Множество командиров ВВС РККА, в числе которых имелось немало летчиков с полученным в Испании, Китае, Финляндии боевым опытом, было репрессировано. У уцелевших командиров репрессии отбили охоту проявлять инициативу — на каждое действие требовался официальный письменный приказ.

Пытаясь восполнить потери армии в результате репрессий, Кремль стимулировал ускоренный рост численности Красной Армии. Качество принесли в жертву количеству. Большинство пилотов ВВС РККА на момент начала операции «Барбаросса» имело подготовку, несоизмеримую с уровнем подготовки летчиков люфтваффе. Немецкие пилоты характеризовали тактику противника как негибкую и неэффективную: «Русские просто старались удержать высоту и курс, мы сбивали их одного за другим, порой их строй ломался и тогда, самолеты напоминали хаотический рой пчел».

Неадекватный уровень подготовки советских летчиков не привел к падению у них морального духа. Не способные противостоять асам люфтваффе в классическом воздушном бою русские летчики шли на таран. Случаи таранов отмечались уже в первые минуты операции «Барбаросса».

В 4.15 утра 22 июня младший лейтенант Д.В. Кокорев из 124-го истребительного авиационного полка после того, как на его МиГ-3 отказали пулеметы, таранил разведчик Do-215. Через десять минут старший лейтенант И.Т. Иванов таранил над Ровно бомбардировщик Не-111. Кокорев остался жив. Иванов погиб. Указом Президиума Верховного совета Союза ССР от 2 августа 1941 г. старшему лейтенанту Иванову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Первые бои дорого обошлись советским ВВС. Чтобы восполнить потери требовалось направлять летчиков на фронт как можно быстрее. В течение многих месяцев возможностей улучшить качество подготовки пилотов не имелось. Лишь в самом конце войны на фронт стали попадать хорошо подготовленные воздушные бойцы, но немецкие «эксперты» к тому времени имели уже двух-трехлетний боевой опыт на Восточном фронте. Летчики люфтваффе по-прежнему качественно превосходили личный состав ВВС РККА.

Тоталитаризм Кремля сказался на положении дел в советской авиационной промышленности. Неплохо воевавшие на стороне республиканцев в Испании истребители конструкции Н.Н. Поликарпова к лету 1941 г. уже устарели абсолютно. Три современных истребителя были приняты на вооружение ВВС РККА в 1940 г., однако все они были сырыми.

Истребитель Як-1 имел слабую конструкцию и недостаточно мощное вооружение. ЛаГГ-3 и МиГ-3 показали плохую маневренность. Оценка летчиков этих самолетов нашла отражение в отдающей черным юмором расшифровке названия самолета ЛаГГ-3 — «Лакированный Гарантированный Гроб». Летчики, много часов налетавшие на истребителях Поликарпова, считали новые монопланы чересчур инертными и тяжелыми в управлении.

В течение войны характеристики советских истребителей постоянно росли, выправлялась и ситуация с качеством обучения летного состава. И Лавочкин, и Яковлев сумели создать превосходные истребители. На все это потребовалось время. Мир вплоть до появления в 1950 г. в Корее истребителей МиГ-15 не подозревал об успехах советской авиации. Тем не менее, своей славой революционный самолет МиГ-15 во многом обязан трофейным материалам немецких исследований в области конструкции и аэродинамики скоростных летательных аппаратов, а также реактивному двигателю британской конструкции.


Асы Люфтваффе Пилоты люфтваффе Bf 109 на Восточном Фронте. Иллюстрация № 10 Сделанный с земли снимок падающего Ил-4 — свидетельство победы, одержанной оберфельдфебелем Куртом Сошатцы из 7./JG-3. Сошатцы сбил 38 советских самолетов и один британский «Спитфайр» над Ла-Маншем, прежде чем его мессершмитт таранил истребитель И-16 12 августа 1941 г. над Киевом. Сошатцы выпрыгнул с парашютом и последующие восемь лет провел в советском плену.


Асы Люфтваффе Пилоты люфтваффе Bf 109 на Восточном Фронте. Иллюстрация № 11 Ганс Траутлофт уже бывал в России — он оттачивал свое мастерство в секретной школе люфтваффе в Липецке. Авторитет лидера он завоевал в Испании. Траутлофт командовал 54-й эскадрой «Зеленое сердце» с 1940 по 1943 г.г.


Поставки по ленд-лизу позволили восполнить снижение производства самолетов в СССР, связанное с эвакуацией промышленности