Litvek - онлайн библиотека >> Автор неизвестен >> Христианство и др. >> Библейские легенды >> страница 2
считают его Сыном Божьим, другие — проповедником, некогда скитавшимся по Иудее, третьи — мифом, а то и просто вымыслом. Учение его оспаривали и отвергали, принимали безоговорочно и переиначивали, но, пожалуй, никто не усомнился в одном: оно несет в себе мудрость бескорыстной доброты.

Когда неудачи гонятся по пятам, а окружающие равнодушно взирают на наши невзгоды, мы сетуем на жестокосердных людей, на мир, несправедливый к нам, и мечтаем, чтобы он изменился к лучшему. Однако прежде чем требовать доброты и участия от других, загляните в себя — много ли милосердия и правдолюбия в вас самих? И если вы жаждете повсеместного воцарения добра, то не стоит ли для начала убедиться в том, что оно прочно воцарилось в вашей душе и не осталось в ней ни крупицы зависти, жадности, злобы? Когда, раздражаясь, вы готовы едко высмеять или обозвать бранными словами досадившего вам, вспомните слова Христа: «Не судите, и не судимы будете». Осуждая чужие недостатки и пороки, можете ли вы, не кривя душой, поручиться, что сами лишены их? Быть терпимее к другим и требовательнее к себе — не есть ли это начало сражения за добро и правду?

С неприятелем, как правило, не церемонятся — его уничтожают. Ветхозаветные пророки, наделенные особым даром, творили чудеса, устрашавшие, а то и губившие врагов: они насылали на них кромешную тьму, полчища саранчи, повальный мор. Христос тоже содеял немало чудес, но среди них — ни одного жестокого, напротив, они беспредельно милосердны: исцеление больных, изгнание бесов из одержимых ими, воскрешение усопших. Не причиняя никому вреда, его чудеса тем не менее достигали цели: они устраняли врагов, но не умерщвляя, а превращая их в людей ближних.

Слово «ближний» часто встречается в Новом Завете. Кого обозначает оно? Только ли родителей, друзей, близких родственников? Нет! Тот человек, который сделал вам нечто доброе, оказал помощь, большую или малую, — он и есть ваш ближний, даже если ваша встреча была случайной и вы никогда не знавали его прежде и не увидите впредь. Доброта и участие роднят прочнее кровных уз. Так почему бы не попытаться стать ближним для всех, с кем сводит вас судьба надолго или на краткий миг? Тогда и вы обретете немалое число ближних, ибо к человеку неминуемо возвращается не только зло, которое он выпустил в мир, но и добро. Возможно, оно вернется к вам не из тех рук, в которые вы его вложили, а из других, но вернется непременно.

Не знаю, замечали ли вы одну любопытную особенность: чем богаче и мудрее мысль, тем проще и безыскуснее слова, в которые она облачена. «Во всем поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами» — таков нехитрый совет, оставленный людям Иисусом Христом. Его не сложно запомнить, гораздо сложнее следовать ему. Вокруг немало соблазнов, и так хочется взять от жизни побольше. Но что именно стоит брать? Набейте хоромы роскошью и драгоценностями, однако не станет ли тесно и неуютно вашей душе в таком доме? Конечно, вид пустого кармана удручает, но пустая душа прискорбнее во сто крат.

Каждый возводит свою жизнь собственными руками, по своему разумению и желанию. Можно посвятить ее самому себе, можно — служению людям, как поступил Христос. Можно сложить жизнь из дел бесчестных и худых, можно — из добрых и справедливых. Можно окружить себя грудами золота, а можно — людьми, ставшими вам ближними. «Не хлебом единым жив человек», — убеждал Иисус. Его учение не повелевает, не приказывает вам поступать так, а не иначе. Оно лишь распахивает перед вами врата, за которыми простирается нелегкий и долгий путь к добру и любви. Вы вольны не переступать порог. Никто вас не принуждает. Решите сами, к чему вы стремитесь. Недаром Новый Завет разговаривает с вами языком иносказательным, языком притч. Их смысл порой спрятан между строк, и вам придется самим, без посторонней помощи обнаружить его. И если вы докопаетесь до истины, она будет вечно принадлежать вам, ибо станет вашим собственным открытием, а не услужливой подсказкой, тотчас же вылетающей из памяти. «Ищите и найдете!» Воспримите эти слова Нового Завета как напутствие в ваших поисках добра и правды…

Мы с вами уже долго говорим о Библии, а я еще ничего толком не сказал, что же это за книга? А у вас, наверное, накопился ворох вопросов, и будет их еще больше, когда вы закроете последнюю страницу. Кто и когда написал Библию? Действительно ли жили Авраам и Моисей, Давид и Христос? И вправду ли был всемирный потоп? Вопросов не счесть, и, смею вас уверить, из столетия в столетие их задают и ищут на них ответ очень многие. Но удивительное дело, едва лишь разрешится один вопрос, как на его месте встает череда новых. К тому же и ответы весьма разноречивы. Если вы спросите о Библии человека набожного, глубоко верующего, он, скорее всего, скажет, что каждое ее слово внушено или возвещено самим Богом. Если бы вы обратились к человеку, сведущему в искусствах, он назвал бы вам сотни имен скульпторов, писателей, композиторов, великих и почти безвестных, черпавших в Библии вдохновение и сюжет своих творений. Историк, пожалуй, расскажет немало увлекательного о древних племенах, живших в Палестине, о судьбах народа иудейского, история которого, обрастая легендами, запечатлелась в книгах Ветхого Завета; о мифах и верованиях тех далеких времен; о том, что пятикнижие Моисея, псалмы, книги пророков, Евангелия и другие книги, из коих была некогда составлена Библия, написаны в разные столетия и разными людьми, о которых нам мало что известно. Вы смогли бы узнать о том, как долго и непросто складывалось учение, именуемое христианством, почему оно служило и служит путеводной звездой для миллионов и миллионов живших прежде и здравствующих ныне людей.

Наверное, ни к чему сейчас перечислять посвященные Библии ученые труды, к тому же их так много, что одни только названия заняли бы несколько толстенных томов. Если вы захотите узнать подробнее о ее истории и судьбе (надеюсь, так оно и будет), то найдете в библиотеке работы Зенона Косидовского, Джеймса Фрэзера и других великолепных знатоков Библии, которые, несомненно, сумеют удовлетворить ваше любопытство.

Однако не спешите, не перескакивайте через ступени. Вершина, с которой вы сумеете по достоинству оценить сокровища многовековой мудрости, хранимые Библией, еще впереди. Вы делаете только первый шаг. Придет время, и вы прочтете саму Библию, а не ее пересказ, который лишь подготавливает к встрече с ней. Тогда и только тогда вы окончательно поймете, чем стала для вас Библия — богооткровенным Священным Писанием или просто Великой Книгой. Впрочем, не так уж это и важно. Гораздо важнее, чтобы она помогла вам уверовать в людей, в себя и в свой талант