Litvek - онлайн библиотека >> Геннадий Григорьевич Ануфриев >> Литературоведение (Филология) >> Рождённая мечтой >> страница 2
народных легендах, волшебных сказках, преданиях.

Эти мотивы часто использова­лись в творчестве писателей и по­этов, например в анонимных по­эмах «Энеида навыворот» и «Та­рас на Парнасе», пародирующих библейские и античные сюжеты. А книгу одного из основателей новой белорусской литературы Яна Барщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» сравнивают со всемирно из­вестным сказочным эпосом «Тысяча и одна ночь». В начале ХХ столетия фантастиче­ское прорывается в притчах Ядвигина Ш. (А.И. Левицкого), романтических про­изведениях классиков белорусской ли­тературы М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого. Так, в коласовском рассказе-аллегории «Под Новый год» герой, пролетая над Землей, любу­ется ее красотой, но видит также и голод, войну, болезни, с которыми надо бороть­ся. Купаловская поэзия - богатый сказоч­ный мир фантастических существ: домо­вых, леших, русалок, ведьм с их забавами, хороводами, играми. В то же время Янка Купала говорил о фантастике буквально в ее современном значении: «Применяя фантастику в своем творческом методе, писатели становятся пророками...».

Тем не менее долгое время Янка Мавр, по существу, был единственным фанта­стом в белорусской литературе, озабоченной отражением слож­ных процессов современности, болезненной ломкой старого и закладыванием основы для но­вого. Не было и подготовлен­ного к восприятию фантастики читателя. Более того, в 30-40-е годы наблюдалась даже ярко выраженная неприязнь к фанта­стическим образам, играм, поле­ту воображения. Для успешного развития фантастики, особенно научной, требовалась база, ка­ковой и стал для Беларуси путь социального прогресса - из от­сталой российской окраины она превратилась в высокоразвитую в научном, техническом и куль­турном отношении республику. После Великой Отечественной войны вместе со страной на­чалось восхождение белорус­ской фантастики. В один ряд с Я. Мавром, который в повести «Фантомобиль профессора Цыляковского» высказал удивительную для того времени и весьма перспективную идею использования для осуществления путе­шествий энергии... самой фантазии, ста­ли Н. Гомолка с его «Шестым океаном» и М. Герчик («Лети, Икар»).

Затем главной фигурой в белорусской фантастике становится Владимир Ши­тик, выпустивший повесть «Последняя орбита», ряд сборников рассказов. Мно­гие из позднейших авторов являются его учениками. Произведения Шитика отли­чают психологичность, внимание к чело­веку. Яркий пример - рассказ «Огонек во тьме», трагическая и одновременно герои­ческая история человека, искалеченного в катастрофе и заброшенного на необитае­мую планету. У меня этот рассказ вызы­вает ассоциации с потрясающим произве­дением Рэя Брэдбери «Уснувший в Арма­геддоне»...

Фантастику как прием используют писатели-реалисты А. Адамович, Б. Саченко. В 1972 году драматург Кондрат Крапи­ва пишет фантастическую комедию «Вра­та бессмертия», задумываясь о социаль­ных аспектах научного открытия. Когда годом позже в Гродненском пединституте выступал Владимир Короткевич, студен­ты спросили, не собирается ли он обра­титься к фантастике. Писатель не только дал положительный ответ, но и рассказал о нескольких уже задуманных им фантасти­ческих книгах.

С 1981 года в республиканской молодеж­ной газете «Знамя юности» стала регу­лярно появляться полоса «Фаэтон», по­священная фантастике, где печатались рассказы, рецензии, обзоры новинок. По­явилась «фантастическая» полоса «Галак­тика» и в газете «Чырвоная змена». Начал печатать фантастику бюллетень «Рабочая смена» (впоследствии журнал «Парус»), журнал «Родник». Произведения бело­русских фантастов стали появляться в «толстом» республиканском журнале «Неман». Импульс развитию этого на­правления в литературе придал основан­ный в 1982 году в Минске белорусским фантастом Владимиром Цветковым «Клуб любителей фантастики «Циолковский» - один из первых в СССР. Вокруг него сгруппировался сильный отряд моло­дых авторов: Ю. Брайдер и Н. Чадович, Е. Дрозд, Б. Зеленский, Н. Новаш, С. Булы­га и другие. Это был, пожалуй, самый ро­мантический период в истории отечествен­ной фантастики: в доме творчества писа­телей «Ислочь» под Раковом проводились Всесоюзные семинары молодых фантастов, московское издательство «Молодая гвар­дия» выпустило немало сборников в серии «Румбы фантастики», где активно печата­лись белорусы. Были даже защищены не­сколько диссертаций по фантастике!

***

Но все же не обходилось без проблем. Редакции белорусских изданий и изда­тельств по привычке «осторожничали». Да, в конце 80-х была поставлена пьеса Н. Матуковского «Мудромер». Да, в 90-х годах издательство «Юнацтва» благодаря усилиям Владимира Шитика выпустило небольшой сборник белорусских авто­ров «Кристалл памяти», а «Мастацкая літаратура» издала антологию фантасти­ческого рассказа стран СНГ (!) (к слову, почему бы издательству вновь не «замах­нуться» на нечто подобное?), в которую включены три белорусских автора. Но это были лишь эпизоды. Надежды фантастов и читателей оживило возникшее на кни­гоиздательском небосклоне издательство «Эридан», начавшее выпускать наряду с дешевыми изданиями на газетной бумаге и солидные фолианты отдельных авторов, а затем и журнал «Фантакрим-Мега». Но вскоре звезда «Эридана» закатилась... Последствия «Вискулей» в фантастике бе­лорусская литература мечты чувствовала долго. Еще и сегодня встречаются «реци­дивы» в виде настороженного отношения отдельных редакторов и критиков к этому жанру. Не секрет, что книготорговые ор­ганизации, да и сами издательства, пока еще неповоротливы в продвижении лите­ратуры к читателю. Но в целом ситуация изменилась - великий перелом наступил. Одно из свидетельств того - появление на страницах популярного журнала «Маладосць» журнала в журнале «Фантаст», серия фантастики «Млечны шлях», ко­торую в 2007 году начала издавать «Мастацкая літаратура», выпустив солидные сборники произведений современных бе­лорусских фантастов «Люстэрка Сусвету», «У зеніце - Антарэс». Как надеются читатели, выпуск книг этой серии продол­жится. Радует, что весомую дань этому по­пулярному, особенно у молодежи, жанру отдают «серьезные» писатели: П. Мисько, В. Маслюков, А. Бадак, Л. Рублевская, А. Федоренко, Р. Боровикова, А. Козлов и другие.

Но главное, в фантастику пришла талант­ливая молодежь, верящая, что Непознан­ное будет волновать человечество всегда. Произведения молодых имеют разную жанровую направленность - научная фантастика, фэнтези, киберпанк и так да­лее, авторы поднимают самые злободнев­ные проблемы,