Litvek - онлайн библиотека >> Ю А Шеманов и др. >> Литература ХX века (эпоха Социальных революций) и др. >> Техника художественной эмали, чеканки и ковки >> страница 3
сводится к ускорению, упрощению и удешевлению произ­водства.

Эта особенность в развитии техники позволяет понять, почему в современных условиях, в век научно-технического прогресса, могут сосуществовать новейшие виды машинной обработки металлов и древние ручные приемы их худо­жественной обработки, а рядом с сложнейшими автомати­ческими линиями живут и служат художнику такие древ­нейшие орудия труда, как чеканный молоток, ручник и наковальня.

Вторая особенность, которая роднит художественную эмаль, чеканку и ковку, заключается в том, что все они произошли из ремесла. Кузнец, чеканщик, ювелир-эмальер — творцы красоты, вышедшей из жизни и ей возвращенной, ее обогащающей, ей служащей. Эти техники и приемы обработки создавались мастерами своего дела, творцами красоты. Они родились в недрах народного творчества, впитали в себя лучшие национальные традиции и пред­стают сейчас перед нами в лучших произведениях декора­тивно-прикладного искусства. Эти произведения по своей внутренней природе народны, их красота доступна и понятна широким массам.

Наконец, третья особенность, которая присуща худо­жественной ковке, чеканке, эмалированию и некоторым древним художественным техникам, заключается в утрате секретов мастерства. Древние мастера в борьбе с конку­рентами старались сохранить в тайне тонкости профес­сиональных приемов изготовления изделий, умышленно скрывая известные им одним особенности в приемах и мето­дах работы (тонкости в составах эмалей, режимы их плавки, особенности нагрева, интервалы температур худо­жественной ковки и сварки железа и стали и т. д.).

Это утаивание профессиональных приемов наносило немалый вред развитию художественных техник. Приходи­лось вновь и вновь открывать то, что уже было известно ранее, а многое по-видимому осталось уже навсегда забытым. Эта традиционная атмосфера секретов и тайн, которая складывалась в течение многих веков, продолжала укреп­ляться и даже проникла в печатные источники и руко­водства, где нередко давались ложные рекомендации и советы, чтобы ввести конкурентов в заблуждение и сбить их с истинного пути.

Только в конце XIX в. наметился некоторый перелом, который мало-помалу привел к разгадке секретов худо­жественного ремесла, и окутывающая их атмосфера секрет­ности начала рассеиваться. Был проведен целый ряд науч­ных изысканий, позволивший подвести теоретическую базу под установленные опытом способы и методы работы. Однако до сего времени многие научно обоснованные приемы оказываются в противоречии друг с другом и окончательной стройной системы последовательности про­цессов в некоторых областях художественной обработки металлов пока все еще нет. Иногда современная хими­чески точная рецептура не позволяет получить тех высоких художественных эффектов, которых добивались древние мастера на основе давно забытых, а иногда утраченных сравнительно недавно секретов. До сих пор художник-практик, работающий в той или иной технике, например в технике горячих эмалей, часто бывает вынужден решать вопросы методом проб и ошибок.

Искусство эмали, чеканки и ковки традиционно для русского и советского искусства и, несмотря на свою древность, оно молодо и современно. Сейчас, когда обнару­живается все возрастающая тяга и интерес к прикладному искусству, эти три художественные техники, эти традицион­ные русские ремесла вновь обретают широкую популяр­ность. Все больше самодеятельных художников пробуют в них свои силы, стремясь воссоздать самобытную красоту, привнести ее в нашу жизнь и ощутить творческую радость, какую доставляет непосредственная сопричастность к ис­кусству.


1

ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ

Техника художественной эмали, чеканки и ковки. Иллюстрация № 5


Техника горячей эмали, или эмалирование, во-первых, вид ювелирного искусства по золоту, серебру и меди и, во-вторых, чисто техническое понятие — это механизирован­ное нанесение антикоррозионных покрытий на стальные и чугунные детали машин, приборов и другого промышлен­ного оборудования.

Ювелирное искусство эмали по золоту, серебру и меди — очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Сам термин «эмаль» (или «эмалирование») распространился в России сравнительно недавно, в конце XIX в. Он при­несен в Россию из Западной Европы, точнее из Франции, и быстро вытеснил старый термин греческого происхожде­ния - финифть (светлый, или блестящий, камень). Термин «финифть» пришел на Русь в X-XII вв. из Византии. Первые наши летописцы писали «финифть» или «финипт». В древнерусских «мастеровниках» (описях) XII в. эмалевые изделия иногда называли мусия. Мусия — это собственно смальтовая мозаика, несколько напоминавшая по внешнему виду древние византийские финифти, привозимые в Россию.

Термин «мусия» сейчас совсем не употребляется, а финифть [В настоящее время этот термин сохранился в г. Ростове (Ярославском).] еще иногда встречается, если речь идет о ста­ринных изделиях или же если необходимо подчеркнуть связь современных изделий с древними. Например, рос­товское живописное эмалевое производство миниатюр еще в начале века именовалось финифтяным производством, а мастера называли себя финифтщиками, считая свое мас­терство более высоким и сложным, и обижались, если их называли эмальерами или сравнивали с живописцами по фарфору. Сейчас этот термин современные художники и мастера-ювелиры уже не употребляют.

Сложность и трудоемкость древнего искусства финифти во многом были обусловлены чисто техническими труд­ностями его производства и прежде всего приготовлением самой эмалевой массы, которое в Византии было доведено до совершенства, как в отношении разнообразия и чистоты цветовой палитры, так и необыкновенного блеска, яркости, крепости, прочности и долговечности.

Византийские эмали отличались очень сложным соста­вом и исключительными художественными достоинствами, о чем повествуют византийские летописцы. Очень инте­ресно, например, свидетельство о том, как еще во второй половине VI в. при строительстве императором Юстиниа­ном Софийского собора в Константинополе приготовлялась финифть для его золотого алтарного престола. Византий­ских ювелирных изделий с эмалью до X в. сохранилось очень мало и о технике их изготовления сказать что-либо с уверенностью не представляется возможным. Расцвет византийской эмали наступает в X — XI вв. Произведения с перегородчатой эмалью достигают к этому времени своего совершенства как по технике исполнения, так и по своим