Litvek - онлайн библиотека >> Автор неизвестен >> Религия и духовность: прочее >> Господь Нрисимхадева >> страница 2
дней стхапати приснился сон. Во сне к нему пришел его гуру и сказал: «Для них ты можешь вырезать Стхану-Нрисимху». На следующее утро он получил письмо с доставкой на дом прямо из Канчипурам. Это письмо написал Шанкарачарья, где содержались наставления по храмовым новшествам. А в конце было подстрочное примечание: «Для ИСККОН ты можешь вырезать Стхана-Нрисимху».

Стхапати показал мне письмо и сказал: «Мой гуру благословил меня. Я буду ваять божество». Меня переполнила радость. Я дал ему залог и спросил, сколько времени ему понадобится на то, чтобы сделать божество. Он ответил, что к инсталляции божество будет готово через шесть месяцев, и я вернулся в Маяпур.

Спустя четыре спокойных месяца в святой дхаме я решил съездить на юг Индии и купить добротные латунные параферналии для поклонения Нрисимхадеве, а потом забрать божество. Я хорошо подготовился к дороге, и все шло без проблем до тех пор, пока я не пришел к стхапати. Я объяснил ему, что все необходимые для поклонения параферналии уже куплены, и я приехал за божеством. Он посмотрел на меня, как на сумасшедшего и воскликнул: «Какое божество! Я даже подходящий камень еще не нашел!» Я ушам своим не поверил. «Но вы же сказали мне, что божество будет готово через шесть месяцев», — воскликнул я.

«Я сдержу свое обещание, — сказал он. Через шесть месяцев, как я найду камень для божества, оно будет готово для инсталляции». Его ответ был категоричным. Я думал, могу ли я принять такую отсрочку. Я так расстроился, что попытался возразить: «По всему югу Индии полно больших камней! В чем же проблема?» Он посмотрел на меня, как учитель смотрит на отстающего ученика, и медленно произнес: «Я не делаю мертвое изваяние, я делаю Божество. Писания говорят нам, что только живой камень можно использовать для ваяния божества Вишну. Когда семь раз ударишь по камню, и семь раз он издаст звук, как говорится в писаниях, камень подходит. К тому же нужна еще одна проверка для определения жизни в камне. В природе живет такой жучок, который поедает гранит. Если он проест камень насквозь, и можно будет видеть этот ход, камень прошел и вторую проверку. Такой камень обладает жизнью и потому способен к выражению. Только из такого куска я смогу вырезать Нрисимхадеву. Такой камень говорит стихами. Все божества, сделанные из такого камня, будут необыкновенно выразительными и прекрасными. Наберитесь терпения. Я ищу для вас камень в шесть футов». Удивление и беспокойства переполняли меня. Ведь преданные в Мая-пуре ждали скорого прибытия Божества. Как же мне им объяснить, что для них ищут «живой камень»? Может быть, они примут решение сделать Нрисимхадеву из мрамора? Я решился обсудить со стхапати создание мурти Прахлады Махараджа. «Простите меня, пожалуйста, но в прошлый раз, когда я приезжал к вам, я забыл сказать, что мы также хотели попросить вас вырезать мурти Прахлады Махараджи, чтобы поклоняться Прахлада-Нрисимхадеве. Что вы об этом думаете?»

— Я думаю, что это можно устроить, — прозаично ответил стхапати. Я недоверчиво взглянул на него. Я не знал, что и сказать. Он улыбнулся и продолжил: «Вы же хотите делать все в соответствии с писаниями. Ваш Нрисимхадева будет четыре фута высотой, соответственно, ваш Прахлада Махараджа будет размером с амебу».

— Но мы хотим, чтобы Прахлада Махараджа был высотой в один фут, — прервал его я.

— Прекрасно, — ответил стхапати. — Но это значит, что ваш Нрисимхадева будет около 120 футов высотой». Мы стали спорить о том, как будет выглядеть мурти Прахлады Махараджи. В конце концов, стхапати сдался и согласился сделать Прахладу Махараджу высотой в один фут. Теперь по возвращении в Маяпур я расскажу преданным хорошие новости. Через два месяца я снова отправился в Южную Индию. Но камень все еще не нашли. Так я и ездил туда-сюда, Маяпур — Южная Индия — Маяпур, каждые 30—40 дней. И вот, наконец, камень нашли, и стхапати как будто переменился. Всю неделю его с трудом можно было застать дома. Час за часом, день за днем, он сидел и пристально смотрел на камень. В руке у него был кусочек мела, но он ничего не рисовал. Никому из своих работников он ничего не позволял делать, кроме как убирать осколки. Наконец камень обрел прямоугольную форму. Во время моего следующего визита стхапати уже сделал набросок на камне. И все! Я ужасно беспокоился, что руководство маяпурского храма потеряет терпение. «А вы уверены, что божество будет готово через шесть месяцев?» — спрашивал я чуть ли не в бешенстве. «Не беспокойся. Работа будет сделана», — ответил стхапати.

Я вернулся в Маяпур, но меня снова направили на юг Индии для проверки некоторых деталей божества. Я застал стхапати за ваянием. Работу он делал увлеченно и в полном погружении. Камня больше не существовало — проявилась форма. Он только что приступил к вырезке браслетов. Только на эту работу ушло две недели. Проступавшие черты были отчетливыми и утонченными. Я очень впечатлился и испытал чувство блаженства.

Для того чтобы закончить божество, стхапати понадобилось чуть больше двенадцати месяцев. Закончив работу, он сразу же сообщил мне об этом и добавил, что отлучится на несколько дней посетить друзей. Начался сезон дождей. Он подумал, что наверняка ничего страшного не произойдет, если он закроет Господа Нрисимхадеву в своей соломенной хижине. Но через два дня к нему прибежали соседи и сообщили, что его хижина горит. Лил сильнейший дождь, все отсырело, однако крыша, сделанная из кокосовой пальмы, горела. Стхапати побежал к подмостку и обнаружил, что Нрисимхадев в отличном состоянии, а вот его хижина превратилась в пепел. Он сразу же позвонил мне: «Приезжай скорей и забирай свое Божество. Он все сжигает. Он ясно дал понять, что хочет идти СЕЙЧАС!»

Я с радостью поехал в Южную Индию. Арендовав грузовик, половину кузова я наполнил песком. Я ехал в мастерскую стхапати, думая, что хотя бы на этой стадии все будет относительно просто. По своей глупости я позабыл, что Господь Нрисимхадева очень тяжелый: Он весил целую тонну! Через два-три часа нам удалось поднять божество, осторожно перенести из хижины и поместить на грузовик. Для того чтобы благополучно пересечь границу, нам понадобилось разрешение полиции вместе с подписанными документами из Центральной налоговой палаты, Управления центра торговли и искусства штата Тамил Наду и директора археологии.

Прежде чем подписать документы, необходимо было взглянуть на Божество. Как только они получали даршан Господа Нрисимхадевы, они становились услужливыми и обязательными. В 24 часа у нас на руках были все необходимые документы — невероятное чудо, так как правительство и офисы Индии — самое настоящее бюрократическое болото.