Litvek - онлайн библиотека >> Галина Калинина >> Религиоведение >> Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире >> страница 3
разумом и любовью. Дары эти необходимы для духовного роста и для блаженства человека. Но там, где свобода, возможно колебание при выборе, воз­можен соблазн.

Соблазн для разума — возгордиться умом: вместо познания премудрости и благости Божией, познания Бога, в котором полнота всего, искать познания добра и зла вне Бога; возжелать само­му быть «богом». Соблазн для чувства любви: вместо любви к Богу и ближнему любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие желания и дает временные наслаждения. Эта возмож­ность соблазна и падения стояла перед челове­ком, и первый человек перед нею не устоял.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Почему Бог допустил падение человека, Своего любезного создания и венца всех творе­ний земных? На этот вопрос надо отвечать так: что если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу и подо­бию Божию, не давать ему свободной воли, кото­рая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить его закону необходимости, подобно бездушным тварям — небу, солнцу, звездам, земному кругу и всем стихиям, или подобно бес­словесным животным; но тогда на земле не было бы царя земных тварей, разумного песнесловца Божией благости, премудрости, творческого все­могущества и промышления; тогда человек не мог бы ничем доказать своей верности и предан­ности Творцу, своей самоотверженной любви; тогда бы не было подвигов борьбы, заслуг и нетленных венцов за победу, не было бы блажен­ства вечного, которое есть награда за верность и преданность Богу и вечное упокоение после тру­дов и подвигов земного странствования».


1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене. подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2  И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3  только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасай­тесь к ним, чтобы вам не умереть.

4  И сказал змей жене: нет, не умрете,

5  но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги,, знающие добро и зло.

6  И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожде­ленно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7  И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

8  И услышали голос Господа Бога, ходяще­го в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9  И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?


10  Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11  И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12  Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13  И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми ско­тами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и меж­ду женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в го­лову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни бу­дешь рождать детей; и к мужу твоему вле­чение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послу­шал голоса жены твоей и ел от дерева, о кото­ром Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;


18  терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20  И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

21  И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22  И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23  И выслал его Господь Бог из сада Едем-ского, чтобы возделывать землю, из кото­рой он взят

24  И изгнал Адама, и поставил на восто­ке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.


Для верующего человека несомненно, что повествование книги Бытия о грехопадении прародителей не миф, не аллегория, а действи­тельное событие. Грех проник в человеческую природу под влиянием диавола, воспользовав­шегося обличьем змея как орудием искушения и прельстившего Еву к преступлению заповеди. Но змий-диавол был только внешней причиной падения первых людей. Действуя хитростью, лес­тью, смущением, он обольщал, склоняя Еву ко греху, но силой принудить ее к этому не мог. Внутренняя и главная причина происхождения греха заключалась в самих прародителях. Скло­нившись на обольщение дьявола, они злоупотре­били своей свободной волей, и сделали это не по необходимости и не по принуждению, а един­ственно по своему собственному решению, по­чему и понесли на себе всю тяжесть последствий нарушения заповеди.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так объ­ясняет причину грехопадения Адама и Евы: «Уди­вительно, с какой легкостью совершилось паде­ние праотцов! Не было ли оно предуготовлено их внутренним расположением? Не оставили ли они в раю созерцание Творца, не предались ли созерцанию твари и своего собственного изящес­тва? Прекрасно созерцание себя и твари, но в Боге и из Бога; с устранением Бога оно гибельно, ведет к превозношению и самомнению... Праот­цы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чужды­ми Бога, сами себя сделали рабами диавола. Обещанная им смерть за преступление заповеди тотчас объяла их. Дух Святой, обитавший в них, отступил от них. Они были представлены соб­ственному естеству, зараженному духовным ядом. Этот яд сообщил человеческому естеству диавол из своего растленного естества, преисполненно­го греха и смерти»[4].

Если же мы обратимся к писаниям св. отцов, то заметим важную для нас мысль. Главное «жало смерти», начало болезни — в том, что за пре­ступление заповеди, в силу этого преступления, пресеклось живое общение с Богом, Дух Святой отступил от праотцов. Все остальное, все разно­го вида повреждения человеческой природы, скорби и страдания идут уже вслед за этим. И начало всех страстей — в отступлении от чело­века Духа Святого.