Litvek - онлайн библиотека >> Ричард Сэпир и др. >> Боевик >> Старомодная война >> страница 3
— Существуют разные духи. Есть духи крови, гнева и гордости и есть великий дух правосудия.

— Правосудия? — переспросил Маленький Лось. Он улыбался. Он никогда не слышал об этом духе и не боялся его. Кроме того, они собирались выпить пива, и кладбище на холме навевало на него тоску. Он не любил любые кладбища, особенно ночью. Большой Буйвол, который был самым сообразительным ребёнком в школе резервации, стоял на коленях, протянув руки вверх, бормоча что-то на чужом иностранном языке. Бегущий Олень нетерпеливо смотрел на Большого Буйвола, потому что он стремился в один универсальный магазин, торгующий вином, который скоро закрывался. Остальные похлопывали себя руками, потому что ночи в Оклахоме были очень холодными.

Звёзды слишком ярко светят в холодной ночи, подумал Маленький Лось. Он ненавидел звёзды. Он ненавидел всё, имеющее отношение к открытому пространству. Ом ненавидел громкие звуки. Маленький Лось любил компьютеры, комнаты с кондиционерами и людей, которые никогда не повышали голос. Бегущий Олень что-то громко говорил шаману и Большой Буйвол что-то кричал, и наконец Маленький Лось сказал:

— Шаман, молитвы произнесены, песни спеты. Пойдём. Уже поздно. И слишком холодно. Большой Буйвол всегда был отличным парнем. Одним из лучших. Дай ему освобождение. И освободи меня тоже. И дай нам покой.

— Да, — сказал Бегущий Олень.

И другие с ним согласились, так что шаман в конце концов утомлённо сказал:

— Я стар. Мне недолго осталось жить. И я не знаю, что может произойти в будущем, но у вас впереди жизнь, у всех вас.

— Эй, шаман, никто не может знать, что произойдёт. Если наша медицина так сильна, то почему мы позволили белым загнать нас на этот зловонный клочок земли. Если ты только можешь, то верни Большому Буйволу счастье, не позволяй ему снова уезжать отсюда или спиться, — так сказал Маленький Лось, но своими словами он высказал то, о чём думали все.

Старый человек медленно опустился на колени, протянул руки, повернув их ладонями вверх, и начал петь, обращаясь к земле, небу и сверкающей Вселенной, простирающейся над маленьким кладбищем на холме земли ойупа. Большой Буйвол подхватил песню на своём смешном языке.

Бегущий Олень разжёг костёр, а Маленький Лось, который органически ненавидел любые физические явления, окружавшие его, всё-таки помог ему. Шаман приложил голову к земле, затем откинулся назад и взял горсть священных грибов.

Он бросил их в костёр, костёр задымил, и они собрались вокруг маленького пламени, вдыхая священный дым, и затянули песню: старый шаман, юные храбрецы из племени ойупа и бедный Большой Буйвол на своём сумасшедшем языке.

Струйка дыма увеличивалась, поднимаясь к их протянутым к небу рукам, и сливалась с их заунывным, долгим низким пением. Удары, снова удары и крики, разносимые ветром в ночном воздухе. Они знали, что вокруг не было никого, кроме них, и никто не мог им помешать. Большой Буйвол засмеялся, а Маленький Лось пронзительно вскрикнул, когда они услышали первые слова.

Позднее каждый вспоминал, что слова звучали на языке, который был понятен каждому.

— Вы видите группу настоящих парней, обладающих некоторым умом и мужеством, — сказал голос из костра.

Это был человек из костра. Он улыбался. Даже сквозь его одежду каждый мог видеть, как он хорошо сложён. Он переводил взгляд с одного мужчины на другого с явной улыбкой, а его глаза, казалось, светились в ночи.

Он появился внезапно. Он не сгорал, а костёр внезапно потух, как будто прибитый ливнем. Но дождя не было.

— Эй, не найдётся ли у вас выпить — спросил он. — Это немного развлекло бы нас.

— Магазин закрыт, — сказал Маленький Лось. — Мы не можем достать выпивку.

— Закрыт. Приятный молодой человек должен отказывать себе в выпивке? Кто закрыл его? — спросил мужчина. Он ударил себя в грудь, вдохнув чистый ночной воздух.

— Это универсальный магазин. Он принадлежит штату и торгует спиртным в бутылках. Он сейчас закрыт, — сказал Маленький Лось.

— Какому штату?

— Оклахома. Вы в Оклахоме, мистер. Я не знаю вашего имени, — сказал Бегущий Олень.

— Называй меня любым именем, друг. Я здесь ради вас. Я здесь, чтобы сделать вас богатыми, уважаемыми и знаменитыми. Я заставлю вас почувствовать себя настоящими мужчинами. Я здесь, чтобы о вас пели песни вокруг костра даже спустя сотню лет и чтобы ваши имена внушали страх и благоговение. Вот кто я.

— И как вы называете себя?

— Универсальный магазин. Скажите мне, что вы делаете в Оклахоме, когда хотите выпить и не можете этого сделать? Только рабам может поправиться такая жизнь. Разве вы рабы?

— Там закрыто мистер, — сказал Маленький Лось. — Мы опоздали.

— Чьи там замки? Кто вправе запирать что-либо на вашей земле, когда всё тут — ваша собственность? Свободные мужчины, настоящие мужчины — хозяева на своей земле. Какие вы?

— Кто вы? — спросил Бегущий Олень.

— Человек, который достанет для вас превосходную выпивку, причём ту, которую вы заслуживаете и когда бы вы ни пожелали. Разве кто-то в Оклахоме предлагал вам это?

— Я не знаю, — сказал Бегущий Олень.

— Большой человек не любит себя? Чего вы боитесь?

Они не знали его имени, но знали, что он говорит дело. Этот мускулистый незнакомец, который появился из пламени костра, имел ответ на все вопросы. Никто из них и не заметил, как они спустились с кладбища на небольшой холм и что шаман не пошёл с ними. Он всё ещё склонял голову к земле и молил, молил, чтобы дурной дух исчез. Никто из них не заметил, что Большой Буйвол был в трансе и с широко открытыми глазами бормотал что-то на чудном наречии, которому он научился в школе белых людей в Чикаго.

На краю кладбища человек из костра обернулся и взмахнул рукой в быстром приветствии могилам.

— Мне нравится война насмерть, — сказал он. — Позвольте представить вам людей, которые жили здесь. Настоящие мужчины. Ойупа были великим народом. Никому не позволяйте говорить о них иначе. Вы слышали?

Они всё ещё не знали его имени, когда приехали в Эпид на грузовике-пикапе. Магазин был закрыт и опечатан, и улица была пуста.

— Ничего не получится, — сказал Маленький Лось.

— Я мог бы подсказать вам, как попасть туда, но такой умный парень, как ты, Маленький Лось, может и сам догадаться, — сказал незнакомец, сильно хлопнув Маленького Лося по спине. — Рискните. Покажи, как это делается.

Группа мужчин мрачно молчала, так как совет казался им не слишком хорошим, но его предложение звучало так же чисто и невинно, каким был он, когда вышел из дыма костра на кладбище ойупа. Парни чувствовали возбуждение, исходящее от этого человека, возбуждение даже большее, чем они