Litvek - онлайн библиотека >> Василий Семенович Гроссман >> Советская проза и др. >> Годы войны >> страница 132
останется в памяти людей подлинная клятва сталинградца: «Пока будет жив командир роты, ни одна фашистская блядь не пройдет».

Разные судьбы людей встают из записных книжек. С одними автора вновь сводила судьба, и полковник M. E. Катуков стал ко времени второй встречи генералом, командующим танковой армией. Другие погибали, исчезали в военных вихрях, и память о них осталась в очерках или просто в лаконичных записях, выполняя теперь благородный завет: никто не забыт, ничто не забыто. Наконец, третьи, пусть под другими, романными фамилиями остались в книгах Гроссмана художественными памятниками той великой трагической эпохи.

Отдадим же должное писателю за эти бесценные свидетельства, записанные наспех, но сохранившиеся на долгие-долгие времена.

Примечания

1

Для нас осталась только Треблинка, это наша судьба…

(обратно)

2

Я сорвал цветочек и подарил его любимой красотке…

(обратно)

3

Внимание! Шапки снять!

(обратно)

4

Выходите все!

(обратно)

5

Лозовский А. возглавлял в это время Совинформбюро.

(обратно)

6

Речь идет о поэте Иосифе Уткине (1903–1944).

(обратно)

7

И командующий 50-й армией генерал-майор М. П. Петров, и член Военного совета армии полковой комиссар Н. А. Шляпин погибнут поздней осенью 1941 года.

(обратно)

8

В дальнейшем M. E. Катуков станет командующим 1-й (с 1944- 1-й гвардейской) танковой армией, с 1959 года — маршал бронетанковых войск.

(обратно)

9

Тодт — так именовалась организация военно-строительных частей при вермахте; в чрезвычайных ситуациях использовались как боевые подразделения.

(обратно)

10

Из письма Вас. Гроссмана редактору газ. «Красная Звезда».

(обратно)

11

Письмо Вас. Гроссмана редактору газ. «Красная Звезда».

(обратно)