Litvek - онлайн библиотека >> Ольга Игоревна Тонина и др. >> Альтернативная история >> Вспоротый живот кубанской креолки >> страница 3
политических преследований испанцев, прибывали иммигранты, а состоятельные креолы-кубанцы отправляли учиться своих детей. Среди плантаторов и промышленников были популярны сепаратистские идеи получения независимости от Испании и присоединения к США с целью создания единого экономического пространства.

И "карамельные бароны" начали действовать….


Верхи не могут, низы не хотят (С)

Как создать революционную ситуацию - "верхи не могут, низы не хотят"?

В 1894 г. американский конгресс принимает закон о 40% таможенной пошлине на нерафинированный сахар, призванный "защитить" американскую промышленность от кубинских производителей, испанское правительство в ответ устанавливает высокие пошлины на американские товары, но не имело возможности ввезти на Кубу столь же дешёвую промышленную продукцию из Испании. В результате стоимость жизни на Кубе выросла, усилилась безработица. Кубинцы стали все активнее проявлять недовольство. Тем более, что действие закона о таможенной пошлине было "избирательным" - предприятия американского сахарного треста оно не затрагивало - они являлись американскими, и не ввозили, а просто "перевозили уже американский сахар". Под удар попали коренные кубинцы - сугубо кубинский бизнес. Английские, американские и французские фирмы от происходящего не пострадали.

Могла ли помочь Испания своим подданным - кубинцам? Для этого ей требовалось найти покупателя на 500 000 тонн сахара, но где его найти, если одновременно с 40% пошлиной, весь мировой рынок был уже занят, а возникший промежуток в САСШ тут же заполонил германский свекловичный сахар? И испанские верхи "Не смогли". А кубинские низы "не захотели" сидеть в нищете и на голодном пайке. Продержав Кубу на "диете" почти год, "карамельные бароны" поднесли спичку, чтобы вспыхнуло пламя революции.

Спичкой этой была Кубинская революционная партия во главе с Хосе Марти. Эта партия боролась за независимость Кубы, и ее лидеры опасались, что испанское господство на Кубе сменится американским.

Хосе Марти 12 декабря 1893 г. приказал руководителям на местах приготовиться к выступлению в конце февраля 1894 г. Сигналом к нему должна была послужить высадка на остров вооруженных отрядов Кубинской революционной партии. Однако в назначенный срок она не состоялась: Максимо Гомес ждал, когда завершится подготовка к восстанию в провинции Камагуэй (как впоследствии выяснилось, Гомес умышленно затягивал сроки, ожидая сигнала-отмашки от "карамельных баронов"). Затянулись и сборы десантной экспедиции. Несколько раз пришлось переносить дату выступления. ожидая окончания ее подготовки. Наконец, все снаряжение погрузили на три быстроходные яхты во флоридском порту Фернандина, один из участников предприятия, Лопес де Керальта, "выболтал" планы революционеров капитану одной из яхт. Тот "донес" владельцу судна, который немедленно "известил" вашингтонские власти. 14 января 1895 г. правительство США арестовывало яхты и конфисковало весь их груз стоимостью в 56 000 долларов (не правда ли символично - 56 000 долларов и 56 000 000 миллионов ожидаемой прибыли?). Увы, Хосе Марти не знал до конца своей жизни, что его благородные порывы были использованы втемную, американским бизнесом.

Но вот, наконец пора, и "таможня дает добро".

29 января Марти, генерал Хосе Майя Родригес, представлявший Гомеса и уполномоченный революционной хунты Гаваны Энрике Кольясо подписали приказ о начале восстания. Днем выступления назначили 24 февраля 1895 года, приурочив его к началу традиционного карнавала, чтобы усыпить бдительность испанцев. В назначенный день одновременно выступили несколько революционных организаций провинции Орьенте. Повстанческими отрядами руководили ветераны Десятилетней войны Гильермо Монкада и Бартоломе Мaco. Уже во второй половине марта Кальеха докладывает в Мадрид о том, что число повстанцев выросло до 3000 человек и что у него не хватает сил, чтобы блокировать район их действий.

А дальше, начинают проявляться странности. Хосе Марти погибает в бою. Одним из лидеров повстанцев становится мулат Масео. Чем он занимается в дождливый период 1895 года, пока испанские войска сидят в гарнизонах из-за непролазной грязи? Он собирает деньги с окрестных кубинских плантаторов! И те ему платят, надеясь избежать разорения своих поместий, революционерами! Около 100 000 долларов в векселях и переводах Масео отсылает в Нью-Йорк Томасу Эстрада Пальма, который фактически возглавил Кубинскую революционную партию после смерти Марти, для закупки оружия и боеприпасов, а часть отсылает своей семье (Какую часть, история до сих пор умалчивает!).

Взгляды генерала Гомеса на этот предмет были совершенно иными: считается, что он стремился воевать методом выжженной земли, и меньше думал о материальном обеспечении восстания. 17 июня 1895 г. Гомес напал на город Альтаграсия в провинции Камагуэй и приказал разрушить его. Впоследствии множество городов - свыше пятидесяти было уничтожено, а их жители переселены в горы. Такая политика на Кубе получила название политики концентрации, когда с насиженных мест насильно срывали десятки тысяч обывателей. Не щадил генерал Гомес и плантации с фабриками, превращая их в пепел и руины. Но кого разорял и кого выселял генерал Гомес? Тех, кто поддерживал испанцев. Территории "карамельных баронов" он обходил стороной.

Испанцы, не придумали ничего более умного, как перенять у Гомеса политику концентрации и стали сгонять население деревень и плантаций в города, где их можно было контролировать, так сказать "по месту регистрации". Считалось, что таким образом, кубинские повстанцы лишатся "призывного контингента" для вербовки пополнения и сочувствующих. Жителей, согнанных в города кормили по сути "по карточкам". Однако, вследствие казнокрадства и хищений значительная часть продуктов не доходила до "концентрированного" населения и оно вымирало от болезней, эпидемий и голода. Совместными усилиями Гомеса и испанцев, население Кубы было уменьшено за три года восстания на 250 тысяч человек - примерно на 1/6 от первоначальной численности.

Возникает вопрос, откуда у Гомеса родилась идея "концентрации" населения и создания концентрационных лагерей? Все достаточно просто, если вспомнить, откуда направлялась революция. По сути "концлагеря" - типичный продукт американского изготовления - улучшенная версия "резерваций для индейцев" для более быстрой оптимизации населения.

Помимо борьбы с оптимизацией населения, революционная война на Кубе постепенно подтачивала военные резервы Испании - все больше и больше подкреплений направлялось на остров, где солдаты умирали от болезней и голода (то же