Litvek - онлайн библиотека >> Чарли Катшоу >> Технические науки >> Стрелковое оружие России. Новые модели >> страница 2
Шилин, без чьей помощи книга не была бы написана. Также я в большом долгу перед Куки Сьюэллом и Лесом Грау, с готовностью переведшим с русского языка множество документов за чисто символическую плату. Опять же, без этих господ мое творение не увидело бы свет. Еще одним человеком, оказавшим неоценимую помощь, был майор канадской армии Марк Му-Санг. Не забуду высказать слово признательности полковнику Рексу Эпплгейту за поддержку в работе над этой книгой и помощь в ее опубликовании. Еще одним неутомимым помощником был Дон Вуд. Неоценимую помощь оказал мой друг и коллега Терри Гандер. Также я хочу поблагодарить редактора издательства «Паладин» Донну Дю-Валл, чьи компетентные усилия сделали процесс выхода книги в свет совершенно безболезненным для меня. (Подозреваю, ей он попортил много крови.) И, наконец, я должен поблагодарить свою жену Диану, без чьей поддержки и уверенности в моих способностях не было бы не только этой книги, но и всего остального.

ГЛАВА ПЕРВАЯ ВИНТОВКИ И АВТОМАТЫ
АВТОМАТ АН-94

В 1993 году на выставке вооружения, проходившей в расположении элитной Гвардейской Таманской дивизии под Москвой, был представлен таинственный новый автомат. Этот странный автомат был выставлен рядом с обычными автоматами АК-74 и ручными пулеметами РГ1К-74, стандартным стрелковым оружием дивизии. Новый автомат имел обозначение АСН, что, как впоследствии выяснилось, расшифровывалось как «автомат специальный Никонова».

Присутствовавшие на выставке солдаты не могли сообщить о новом оружии никаких дополнительных сведений, помимо тех основных характеристик, что были приведены на плакате. Однако вскоре после окончания выставки появилась новая информация относительно АСН, свидетельствующая, что это был опытный образец новой усовершенствованной штурмовой винтовки в прямом смысле этого слова. Но официальный статус автомата долгое время оставался тайной. Только в 1996 году Министерство обороны России развеяло эту тайну, объявив, что АСН прошел все войсковые испытания и официально принят на вооружение под обозначением «Автомат Никонова-94 (АН-94)», названный так в честь Геннадия Никонова, руководителя конструкторского бюро, создавшего новое оружие. Цифры «94» указывают на год, в котором автомат был принят на вооружение Российской армии с перспективой со временем сменить стрелковое оружие семейства АК-47/АКМ/АК-74.

По слухам, просачивающимся из России, «великий старик» российского стрелкового оружия Михаил Калашников отнесся к новому автомату враждебно, так как конструкторское бюро, возглавляемое его сыном, также соревновалось за честь разработать новое поколение российского автоматического стрелкового оружия. Тем не менее с течением времени стало ясно, что, несмотря на возражения Калашникова, новым стандартным оружием российской пехоты станет АН-94.

История создания АН-94 началась больше двадцати дет назад, когда на вооружение был принят новый автомат АК-74. В то время патрон 5,45x39 мм, под который был создан АК-74, явился молчаливым признанием советскими военными эффективности на близких и средних дистанциях пуль малого калибра с высокой начальной скоростью. Впервые это показал опыт боевого применения американской автоматической винтовки М16 AI под патрон 5,56x45 мм во время войны во Вьетнаме. Боенрипас для нового советского автомата был переделан из «промежуточного» патрона 7,62x39 мм образца 1943 года. Хотя убойная сила пули калибра 5,45 мм обеспечивала высокое поражающее действие (афганские моджахеды прозвали ее «отравленной пулей»), советские военные остались недовольны гем, как показал себя в боевой обстановке АК-74. Вероятно, именно тогда руководство Советской Армии пришло к заключению, что АК-74 знаменует собой конец автомата Калашникова. Дальнейшие усовершенствования базовой конструкции не могли ни к чему привести, и к началу нового столетия требовалось создать принципиально новый автомат.


Стрелковое оружие России. Новые модели. Иллюстрация № 1 Автомат АСН калибра 5,45 мм. Этот образец 80-х годов был создан Г.X. Никоновым в рамках программы «Абакан». За ним последовали еще две разработки, АС и АСН. Последняя была завершена в 1987 году.


Стрелковое оружие России. Новые модели. Иллюстрация № 2 5,45-мм автомат АСН.


Основное требование к новому автомату заключалось в том, чтобы вероятность попадания (эффективность стрельбы) в полтора-два раза превышала соответствующий показатель АК-74. Также, судя по всему, военные решили, что для повышения вероятности попадания необходимо уменьшить силу отдачи. По иронии судьбы именно это соображение отчасти было причиной создания АК-74. Сила отдачи у автомата АК-74 уменьшена по сравнению с предыдущими моделями АК-47 и АКМ, созданными под старый патрон 7,62x39 мм, однако это объясняется в первую очередь боеприпасом уменьшенного калибра и в меньшей степени очень удачной конструкцией комбинированного пламегасителя – дульного тормоза, установленного на АК-74. Однако уменьшение силы отдачи было признано недостаточным, и начались работы по созданию нового автомата на основе самых передовых технологий, которому предстояло сменить все семейство стрелкового оружия Калашникова. В дополнение к увеличенной эффективности стрельбы и уменьшенной силе отдачи новый автомат должен был удовлетворять еще более строгим требованиям к надежности и безотказности.

Программа разработки нового автомата получила название «Абакан» в честь городка в Сибири, где находится полигон, на котором в основном проводились испытания представленных опытных образцов. Это послужило причиной того, что западные специалисты, впервые увидев новый АН-94 в руках солдат Российской армии, ошибочно назвали его «Абаканом». Еще больше путаницы получилось оттого, что российские военные использовали термин «Абакан» для обшего названия всех кандидатов, соревновавшихся за право стать новым советским автоматом. По словам Геннадия Никонова, создателя АН-94, все ведущие советские конструкторы стрелкового оружия представили на испытания свои разработки, и в ходе программы было испытано не меньше восьми различных автоматов. В итоге предпочтение было отдано автомату системы Никонова, вскоре принятому на вооружение под обозначением АН-94.

Любопытно, что в 1992 году обычно откровенный Михаил Калашников отказался высказаться по поводу автомата АСН, в то время проходившего испытания. По отзывам, он сказал: «На мой взгляд, я не имею права давать оценку новой конструкции». Далее Калашников заявил, что разработка его сына Виктора также принимает участие в программе