Litvek - онлайн библиотека >> Юрий Николаевич Стефанов >> Публицистика и др. >> Скважины между мирами >> страница 7
контакт с силами, проявляющимися в необычайных феноменах, и по собственной воле поднимает или опускает «занавес истины», ибо ему, говоря языком алхимии, дана власть «вязать и разрешать».

Но существует и третья, главная, на мой взгляд, ипостась автора и обоих его персонажей. Это ребенок, бесстрашно исследующий «дальние покои» родительского дома и собственного подсознания, где продолжают призрачное существование его предки, или тайком «подкармливающий» мертвыми птичками и зверюшками изголодавшееся, проклятое всеми «запретное место».

«Большинство людей, — пишет Блэквуд, — проходит мимо приоткрытой двери, не заглянув в нее и не заметив слабых колебаний той великой завесы, что отделяет видимость от скрытого мира первопричин». В детстве эта завеса кажется прозрачной. Незамутненный суевериями и догмами взгляд ребенка свободно проникает туда, куда лишь изредка осмелится посмотреть взрослый. Сны для ребенка столь же реальны, как окружающая его действительность, а действительность готова в любой миг обернуться хорошим или дурным сном. То же самое можно сказать и о «потусторонних» явлениях и существах: они предстают детскому сознанию в той степени реальности и материальности, какой оно само решает их наделить. Если Дух, согласно воззрениям Платона и Аристотеля, является перводвигателем Космоса и его формообразующим началом, то ребенок, как говорится в известной притче из ницшевского «Заратустры», — это наивысшее воплощение Духа: «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения». «Его не жалят ядовитые насекомые, не когтят хищные звери, не трогают птицы-стервятники», — сказано в Дао дэ цзине.

Мальчик Тим из рассказа «Дальние покои» попадает в «Галерею кошмаров» — под таким названием в его детском воображении предстает все та же «скважина между мирами». Попадает — и ничему не удивляется: ведь он уже бывал здесь прежде, во сне, да и сейчас ему не совсем ясно, наяву или в сонных грезах дразнит он жутких обитателей Галереи. Пересиливая страх, «он повернулся лицом к преследующему его кошмару. И страх пропал. Безмерный ужас исчез. То был всего лишь кошмарный сон. Осталась одна комедия. Он улыбнулся».

Все эзотерические доктрины утверждают, что, в отличие от абсолютной и независимой от человеческого сознания реальности высших духовных сил, «ангелы мрака» в известной мере суть порождения наших собственных иллюзий, страстей и греховных помыслов, хотя, разумеется, это не мешает им вершить свои козни так, словно они наделены самостоятельной и самодовлеющей формой бытия.

Беда в том, что, как уже неоднократно подчеркивалось, мы сами, бездумно жертвуя своим человеческим «я», помогаем «выходцам из скважин» довоплотиться и окончательно материализоваться. Мы забыли «святое слово утверждения», утратили вместе с детской невинностью детскую ясность и прямоту взгляда — именно поэтому нас всю жизнь преследуют кошмары, кишащие уже не только в «гиблых местах», но и по всей нашей планете, — кошмары, к которым мы не смеем повернуться лицом.

Будь иначе — «былички» Элджернона Блэквуда показались бы нам не «творческим отчетом» о посещении параллельных миров, а всего лишь кошмарным сном. И мы, вместе с бесстрашным Тимом, улыбнулись бы.


Юрий Стефанов

1993

Примечания

1

Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987. С. 7.

(обратно)

2

Цзи Юнь. Заметки из хижины Великое в малом. М., 1974. С. 32.

(обратно)

3

Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 19.

(обратно)

4

Грибанов А. Б. Заметки о жанре видения на Западе и Востоке // Восток — Запад. Вып. 4. М., 1989. С. 65

(обратно)

5

Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. С. 392, 396.

(обратно)

6

Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967. С. 170.

(обратно)

7

Не может быть: Альманах чудес, сенсаций и тайн. Вып. 2. М., 1991. С. 166.

(обратно)

8

Звездочтец: Русская фантастика XVII века. М., 1990. С. 187–200.

(обратно)

9

Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. С. 393.

(обратно)

10

Блэквуд предпочитал называть этот цикл романом. «Несколько случаев из оккультной практики доктора Джона Сайленса», своеобразный и единственный в творчестве Блэквуда роман, состоящий из пяти самостоятельных эпизодов, объединенных одним персонажем, был впервые опубликован в 1908 г. — Примеч. ред.

(обратно)

11

Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейцеровской Символической Философии. Новосибирск, 1992. С. 510–511.

(обратно)

12

Майринк Г. Ангел Западного окна. СПб., 1992. С. 450.

(обратно)

13

Геродот. История. Л., 1972. С. 213.

(обратно)

14

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. М., 1869. С. 530.

(обратно)

15

Dumas F. R. Dossiers secrets de la sorsellerie P., 1971. P. 129–138.

(обратно)

16

Форчун Д. Психическая самозащита. M., 1993. С. 45–46.

(обратно)

17

Серафим Роуз (иеромонах). Душа после смерти. М., 1992. С. 107.

(обратно)

18

Edde G. Geobiologic chinoise le feng-schui // Le chant de la Licorne. № 23. P. 18.

(обратно)

19

Сихменов В. Я. Китай, страницы прошлого. М., 1987. С. 51.

(обратно)

20

 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1869. С. 220.

(обратно)

21

Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989. С. 330–331.

(обратно)