Litvek - онлайн библиотека >> Сергей Михайлович Голубицкий >> Публицистика >> Чужие уроки – 2009 >> страница 2
добровольная «засветка» финансовых учреждений на «деле Мейдоффа» граничит даже не с «крексом, фексом, пексом», а с идиотией: в случае неоформленных финансовых отношений ни о каком законном разбирательстве и претензиях на компенсацию убытков говорить не приходится. Зачем тогда светиться?!

А затем, что вся история Бернарда Мейдоффа, умышленно или по глупости перевернутая мировыми СМИ с ног на голову, при правильно расставленных акцентах предстает вполне логичной финансовой операцией, которая — главное! — не нарушает логики событий ни в прошлом (безупречная репутация и надежность Bernard L. Madoff Investment Securities LLC), ни в настоящем (мотивация Бернарда Мейдоффа для самооговора).

Не буду досаждать читателю слащавым лубком про то, как 22-летний пляжный спасатель с Лонг-Айленда Беня Мейдофф скопил пять тысяч долларов и учредил в 1960 году инвестфонд имени себя на том основании, что в честном бизнесе «имя владельца всегда висит на двери»4. В лубке этом засветился также юридический колледж нью-йоркского университета Хофстра, в котором Мейдофф так и не доучился. Легенды эти проверить сейчас не получится, да и — незачем: на содержание бизнеса Мейдоффа источники первоначального капитала никакого влияния не оказали.

Почему? Потому что Бернард Мейдофф был хрестоматийным гизбаром5, точно таким же, как и Эдмонд Сафра, уже знакомый нашим читателям6. С той лишь разницей, что Сафра специализировался на банковских депозитах, а Мейдофф — на биржевых инвестициях. Иными словами, весь бизнес Бернарда Мейдоффа с момента учреждения и поныне представлял собой абсолютно закрытый и абсолютно расовый канал для инвестирования. По понятным причинам СМИ пытаются сегодня изобразить «дело Мейдоффа» как международную аферу, в которую оказались вовлечены японцы и испанцы, британцы, швейцарцы и австрийцы. Это полнейшая ерунда: если кто и пострадал от махинаций великого «махера», так это незадачливые соплеменники.

Все разговоры о мнимых подставках банков типа HSBC и Royal Bank of Scotland — лапша для непосвященной публики: никакие банки напрямую от деятельности Bernard L. Madoff Investment Securities LLC не пострадали (о чем, собственно, они и поминают — мелким курсивом в дальней сноске пресс-релизов) — пострадали (если, конечно, пострадали вообще — об этом речь впереди!) лишь еврейские хедж-фонды, благотворительные организации и частные клиенты, которых помянутые банки кредитовали для последующих инвестиций — уже в доверительный фонд Мейдоффа. И это естественно — никаких японских Nomura Holdings и итальянских UniCredit напрямую в финансовые закрома Мейдоффа не подпускали на пушечный выстрел, поскольку инвестиционный капитал привлекался исключительно по закрытым каналам — через еврейские религиозные организации, учебные заведения и элитные гольф-клубы.

Престиж инвестиций в фонд Мейдоффа зашкаливал воображение: люди покупали ежегодные клубные абонементы (Palm Beach Country Club во Флориде, The Hamptons Golf на Лонг-Айленде, Old Oaks Country Club в Пёрчесе, штат Нью-Йорк) за несколько сотен тысяч долларов — лишь бы удостоиться чести быть представленными великому «махеру», который, между прочим, отказывал едва ли не каждому второму соисканту! Речь, как вы понимаете, шла не просто о богатых, а об очень богатых гражданах (1 миллион долларов — минимальное требование к доверительному счету, который клиент мог открыть в хедж-фонде Мейдоффа).

Внимательно изучая список якобы подставленных Бернардом Мейдоффом лиц и организаций, я все больше убеждался в абсурдности обвинений. Ладно там мультимиллионеры Вальтер Ноэль, Джефри Катценберг, владелец баскетбольной команды Mets Фред Вильпон, Авраам и Кэрол Гольдберги (сеть супермаркетов Stop & Shop), недвижимостный магнат Морт Цукерман. Денежные мешки, в конце концов, для того и созданы, чтобы их обманывать. Но вот режиссер Стивен Спилберг, нобелевский лауреат и жертва Холокоста Эли Визель, почти священный университет Йешива, благотворительный фонд Роберта Лаппина, спонсирующий поездки молодых американских евреев в Израиль для сохранения национальной идентичности и борьбы с межрасовыми браками, — таких, простите, не обманывают. Уж во всяком случае не обманывают люди, подобные Бернарду Мейдоффу, всегда отличавшемуся набожностью и трепетным отношением к ортодоксальным религиозным и семейным традициям.

Итак, первый парадоксальный вывод, который приходится сделать: если Бернард Мейдофф кого-то и кинул, так это единомышленников и единоверцев, то есть — самых близких людей. У меня возникают большие сомнения в том, что подобных мерзавцев выбирают на роль гизбара.

Движемся дальше. На протяжении 48 лет Bernard L. Madoff Investment Securities LLC демонстрировала исключительную стабильность и устойчивые показатели доходности. Бизнес Мейдоффа представлен в четырех ипостасях: самостоятельный биржевой трейдинг и инвестиционная деятельность (1), брокерские и дилерские услуги (1), регуляционная деятельность на электронной бирже Nasdaq, то есть market-making (3), и доверительное управление капиталом (4). Все страшилки про «схему Понци» и 50 миллиардов долларов относятся исключительно к последнему, четвертому, направлению.


Чужие уроки – 2009. Иллюстрация № 3
Структура Bernard L. Madoff Investment Securities LLC является полностью самодостаточной, поэтому позволяет осуществлять весь инвестиционный цикл, не прибегая к услугам третьих лиц: клиент передает деньги в управление, аналитический отдел компании подбирает нужные инструменты для инвестиции, а брокерское подразделение размещает ордера на бирже, которые исполняются еще и на собственных маркет-мейкерских терминалах. Добавьте сюда общественную активность Бернарда Мейдоффа на Nasdaq — он не только стоял у истоков электронной биржи, но и служил несменным членом ее правления, которое возглавлял с 1990-го по 1993 год, — и вы получите идеальную инвестиционную машину, которая располагает всем необходимым для успешной деятельности.

Всякая «схема Понци» привлекает клиентов существенно завышенной по сравнению с конкурентами доходностью. Хедж-фонд Мейдоффа никогда не анонсировал прибыль выше 13% годовых — цифры, более чем скромной по любым биржевым меркам. Сегодняшние разговоры о том, что Мейдофф якобы постоянно вызывал подозрения у остальных участников рынка удивительной стабильностью доходов (его фонд демонстрировал прибыль даже в самые неблагоприятные годы), — сказка для непосвященных. Средний показатель прибыли Bernard L. Madoff Investment Securities LLC за последнее десятилетие — 10,5%, аналогичный результат демонстрирует половина всех корпоративных и муниципальных облигаций с рейтингом надежности, отнюдь не подпадающим под категорию junk (мусорные бонды).