Litvek - онлайн библиотека >> Александр Пинт >> Психология >> Азбука самоисследования >> страница 2
потому что если человек считает, что у него и так всё в порядке, то зачем ему знание о самом себе, зачем ему такого рода школа?

— Мне кажется, что у большинства людей узкий спектр взгляда. А ведь жизнь можно видеть в разных ракурсах, в разных реальностях, открывать другие пути и возможности. С раскрытием Души совершенно изменяется взгляд на себя и окружающий мир.

— Значит, первое, с чем мы согласны, — это то, что пока человек является только возможностью Человека. Теперь второе. От кого зависит, чтобы человек из возможности стал Человеком? Если мы будем считать, что это зависит от Бога, то нам надо ждать пришествия Спасителя или еще чего-то, что конкретно от нас не зависит. Согласно такому взгляду мы не можем эволюционировать сами. То есть мы должны ждать чего-то или кого-то.

— И если это касается религии, то соблюдать заповеди.

— Вы хотите сказать, что мы должны верить каким-то вещам типа заповедей или еще чему-то в этом роде? То есть мы должны слепо следовать им? Кто-то что-то сказал, а мы должны слепо выполнять? Почему их надо выполнять?

— В моем представлении надо знать это умом, а почувствовать Душой. Исследовать можно умом, Душой, наверное, исследовать нельзя.

— Это важные вопросы, и мне не хотелось бы превращать их обсуждение в лекцию. Для того чтобы ваш ум настраивался на их восприятие, он должен тоже начать работать. Сейчас я задаю такие вопросы, на которые у вас нет готового ответа. Более того, сами ответы и подходы к ним являются предметом того, на что я собираюсь сегодня обратить ваше внимание. Это необходимые условия для успешного познания себя.

— Допустим, сейчас мы не знаем ничего, кроме личности, и с этой точки зрения пытаемся смотреть. Значит, мы должны допустить, что есть какое-то сокровенное знание, которое было утеряно, и теперь его надо восстановить. Либо человек никогда не был Человеком, но представление о нём существует. Есть люди, которые это знают. Когда вы говорите, что есть что-то вне личности, вы нас выводите из личности, чтобы показать, что есть нечто большее. Но должны быть те, кто имеет знание о Человеке.

— Совершенно верно. Такое знание может приходить только из внеличностной области, то есть от тех, кто достиг осознания своей Души и Духа. Только оттуда может идти подобное знание. Любое другое знание, исходящее не из такого источника, не является целостным.

— Когда мы с Ларисой пытались начать самоисследование, она говорила: «Не делай этого умом», а я говорю: «А чем же еще ты мне предлагаешь это делать? Собрать горох со связанными руками?» Тогда она принесла мне вашу книгу и сказала: «Эта книга — непривычный инструмент, это другое».

— Когда ты берешь какую-то книжку, какое-то учение, надо стараться понять, откуда идет знание, которое там излагается. Если оно из личностной сферы, то это обычная психология, ограниченная представлениями тех, кто ее написал. Итак, получается, что настоящая психология — это наука об эволюции человека, то есть того, кого мы сейчас называем человеком. Такой психологией можно заниматься только через самого себя.

Невозможно исследовать себя, если не пытаться понимать всё через самого себя. Следовательно, в любом случае тебе никак не удастся обойти самого себя. Изучение самого себя является основным в Холистической психологии. Кроме того, проверка всех знаний, которые ты получаешь, возможна только через самого себя. И третий момент — знания о методах самопознания должны идти из сферы осознания, которая находится вне обусловленной личности. Вот пожалуй три самых главных момента, которые являются основным в том, что я называю холистической психологией.

Как вы считаете, с чего начинается возможность изучать такую психологию? Чем отличается человек, который начинает и продолжает изучать эту психологию, от человека, который не хочет ею заниматься?

— Наверное, такой человек понимает, что, кроме него самого, никто не будет решать его задачи, вопросы, проблемы. Мне кажется, что это основной момент, который приводит к самому себе.

— А что еще?

— Наверное, человек должен начать задумываться о том, что недостаточно того, что он знает в рамках личностных представлений. Ведь главные проблемы на этом уровне не решаются. Есть потребность, которая в этих терминах и такими методами не решается, тогда он начинает думать о том, в чём его главная проблема.

— Как вы считаете, что характерно для большинства людей, которые не готовы к изучению психологии через самого себя, а хотят получить знания в готовом виде извне?

— Закрытость.

— Отрицание и закрытость.

— Так. Еще что?

— Желание получить новые знания как накопление.

— Сохранить старое.

— Они уверены, что в том инструментарии, который у них сейчас есть, не хватает только нескольких инструментов. И вы им их дадите. Тогда у них будет полный набор. Примерно так.

— Они считают, что основные вещи они уже знают. То есть, знание, которое у них уже есть, представление о себе и мире, о тех вопросах, с которыми они пришли, в общем-то, правильное. Не хватает только некоторых деталей. Они считают себя знающими людьми и настаивают на этом. Они не хотят расставаться со своими старыми убеждениями и верованиями. И что мы наблюдаем, когда такие люди сталкиваются с новым для них представлением о психологии?

— Мне кажется, что человеку нужно пережить банкротство. Но не всякий на это способен.

— А что он делает, если не способен?

— Он говорит, что это не то место. Я найду свои инструменты в другом месте.

— Они уходят, не понимая того, что здесь происходило, отрицая это. С чем пришли, с тем и уходят.

— Мне кажется, что они ищут инструменты для влияния на внешний мир, но видят, что тут идет работа с внутренним миром. И если эта работа их не увлекает, то они уходят.

— И всё-таки, какова же основная причина их ухода?

— Не к чему применить. Нет усиления личности. Нет приемов для воздействия на других.

— Все их знания и представления сводятся к тому, что главным является внешний мир. Их внимание направлено на внешний мир, там есть нечто, что они хотят получать, и то, чего они хотят избегать. Более или менее представляя, что это такое, они хотят иметь больше того, что их привлекает во внешнем окружении, и меньше сталкиваться с тем, что им не нравится. Добиваются этого они с помощью манипулирования внешними объектами.

Здесь же им говорят, что на самом деле нужно изучать и изменять не внешний мир, а самого себя. И если вы хотите что-то менять вовне, то прежде следует менять то, что у вас внутри. Они сталкиваются с тем, что менять надо, прежде всего, их убеждения, верования, знания, всё то, что они считают самим собой