Litvek - онлайн библиотека >> Авенир Васильевич Соловьёв >> История: прочее >> Октябрьская революция предана? >> страница 3
социализма — ни подлинного, ни развитого, ни с некоторыми искажениями». Его поддерживает Анатолий Бутенко («Независимая газета» 13.07.96). Кому-то признать это — очень невыгодно: ведь тогда придется признать и то, что и плохое, и хорошее в России после «Красного октября» (и даже сам Троцкий!) присуще не социализму, а капитализму, но это уже — предмет для особого разговора, который, надеюсь, у нас, читатель, еще впереди и в котором мы не позабудем упомянутого выше Н. В. Устрялова.

Впрочем, и сам Троцкий не так уж однозначен и категоричен. В своей книге он пишет: «Если считать, что задачей социализма является создание бесклассового общества, основанного на солидарности и гармоническом удовлетворении всех потребностей, то в этом основном смысле в СССР социализма еще нет и в помине» («П. р.», С. 6). «СОЦИАЛИЗМА НЕТ И В ПОМИНЕ». Круто! Круче, чем у И. Чубайса и А. Бутенко! Если притом признать правоту Ленина, что к 1921 году Октябрьская революция сформировалась как буржуазная революция, то придется признать, повторим, что «не было в помине» и предательства революции, о котором пишет Троцкий, ибо не было самого объекта предательства. «Просто» «могучие усилия мысли и воли» революционеров типа Троцкого не перевели (и не могли перевести!) исторический процесс развития капитализма в России на иной путь. Конечно же, и народ не позволил себя предать — у него, у народа, просто (опять «просто»!) еще не выработалась потребность в социалистическом обществе. И «Кронштадт», и «Антоновщина» заставили повернуть Россию на рельсы капитализма.

Вспомним еще раз великого Карла Маркса, которого так плохо перевели на русский язык и которого (даже в искаженном виде) мы так плохо изучали... «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» — это мы вызубривали еще в комсомольском возрасте и «двигали» изо всех сил «теорию в массы». А она, теория, такая-сякая, «НЕ овладела»... Но ведь Маркс тут же объясняет: «Революции нуждаются в пассивном элементе, в материальной основе». (Если до сих пор в России ручного труда не при машинах в промышленности 40 %, в строительстве 60 %, в сельском хозяйстве 80 %, то — какой тут, к чертям собачьим, социализм! Дай Бог, чтобы хоть капитализм-то был, как теперь говорят, «цивилизованный», т.е. — без примеси феодализма). И далее: «Теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей»[13]. Но в том-то и дело, что у российского крестьянина не было потребности в марксистском социализме ни в теории, ни на практике. А так как без какой-никакой идеологии не обойтись, то очень скоро марксизм был подменен «марксизмом-ленинизмом» сталинской выработки. Не без участия Льва Давидовича...

И поэтому не могу удержаться, чтобы еще раз не привести высказывание моего любимого автора Фридриха Энгельса: «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, — что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали немногие исторические деятели»[14].

Троцкий — НЕ избежал.

Подведем итог. Книга Троцкого — образец публицистики. Хуже — с научностью содержания. Даже для своего времени и места Троцкий мог бы «копнуть поглубже». Корень ошибок Троцкого — в признании Октябрьской революции социалистической, а не буржуазной. К сожалению, утешительная политика нам до сих пор милее беспощадной аналитики.

Прочитать же книгу Троцкого (или — перечитать) — рекомендую.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ изучать НАДО.

А муза истории Клио еще будет думать — на «белую» или «черную» скрижаль занести имя Льва Давидовича Троцкого. Время у нее есть, спешить некуда...


ЛИТЕРАТУРА:
1. В. И. Ленин. ПСС, Т. 45, С. 345.

2. Идейное наследие Л.Д.Троцкого: история и современность. — М.,1996, С. 15.

3. В. И. Ленин. ПСС, Т. 44, С. 144—145.

4. В. И. Ленин. ПСС, Т. 45, С. 109.

5. См. подробнее: Альтернативы, № 4, 1996, С. 164: Российский экономический журнал, № 3, 1996, С. 76.

6. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2-е изд., Т. 4, С. 299.

7. См. подробнее: А.В.Соловьев. Этюды о капитализме России XX века. (Становление капитализма в СССР). Кострома, 1995.

8. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., Т. 8, С. 6.

9. «Правда», 17 апреля 1990 г.

10. См.: К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 596, 606, 607; В.В.Пастухов. От номенклатуры к буржуазии // Полис, 1993, № 2, С. 49—56, А.В.Соловьев. Советский директор: собственник или наемный работник? // Марксист № 3, 1995. № 4. 1996, С. 60—77.

11. Десятый съезд РКП (б). М., 1968, С. 349—350.

12. Одиннадцатый съезд РКП (б). М., 1936, С. 135, 143, 144.

13. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., Т. 1, С. 422—423.

14. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., Т. 36, С. 263.



«Книжное обозрение» № 44, 5 ноября 1996 г.


Об авторе:

Октябрьская революция предана?. Иллюстрация № 1 Авенир Васильевич Соловьев родился 1 февраля 1925 года. Инвалид детства. Родители разделили судьбу интеллигенции того времени. Мать умерла от туберкулеза. Отца как врага народа репрессировали в 1937 году. В это время не смотря на то, что еще он был сыном врага народа Авенира Васильевича принимают в ряды ВКП (б). В 1959 году А.В. Соловьев поступил в аспирантуру на политическую экономию. В 1962 году работа над диссертацией, посвященной проблемам интенсивности труда при социализме, была закончена. Во время обсуждения на кафедральном заседании один из членов кафедры назвал ее вредительской и предложил отправить автора на допрос в органы госбезопасности. Но кафедра под руководством П..М. Павлова поддержала молодого ученого, и Соловев успешно защитил кандидатскую диссертацию.

В 1972 году Авенир Васильевич защитил докторскую диссертацию, в которой разработал проблему планомерности распределения и использования рабочей силы в СССР.

В «перестроечные» времена Авенир Васильевич занимался разработкой проблем политического строя в СССР и пришел к выводу, что социализма в марксистском понимании в СССР не существовало, а был государственный капитализм. Всего Авенир Васильевич выпустил 6 монографий и большое количество журнальных статей.

Умер 1 мая 2000 года.


* * *